Атлас ночного Омска (прототип)

Выступление в рамках Ночи музеев, 2023, площадка: Искусство Омска, хронометраж 40-50 минут, в диалоге с участниками. Результат: прототип атласа (обозначение мест, слоёв, аудиторий и сценариев).

Добрый вечер, благодарю музей Искусство Омска за приглашение поговорить о любви и городе. 

Меня зовут Ефим Фрейдин, я архитектор и партнёр инициативы «Городрешает.рф», соответственно я постоянно сталкиваюсь с городом как профессионал — проектирую, исследую, изучаю его части, изменения. Как архитектор я занимался проектами благоустройства улиц, курировал проект для набережных Омска, концепциями развития территорий. Городрешает появился в 2017 году, это инициатива по вовлечению сообществ в проектирование территорий, например в прошлом году мы помогали команде Ситимейкерс исследовать и готовить общественное задание на парк 300-летия Омска. 

Так получилось что мне нравится вечерний город — после рабочего дня можно пройтись по улицам, посидеть в кафе и довольно поздно вернуться домой. Другие города — как Питер, Москва для меня открывались и ночными и утренними прогулками, когда всю ночь не можешь оторваться от проектирования.

Сегодня мы попробуем вместе с вами исследовать ночной город. Я немного буду рассказывать про исследования и проекты города, а вы, надеюсь, будете делиться своими впечатлениями о ночной жизни Омска и в Омске.

Атлас это формат исследования, в котором мы собираем разные слои и типы информации. Для примера мы собирали атлас городка нефтяников в 2016 году — часть группы исследовала идентичность — историю городка, его жителей, другие — ландшафт, транспорт, звуки. Тогда же хотели изучасть ночной городок, но как-то не задалось. В результате появился сайт-атлас, где можно узнать что в начале было Захламино, что а трамвайном депо работали династии, что советский парк звучит аттракционами, а проспект культуры — птицами. Составление атласа — хороший способ изучить место и может быть полюбить его.

Разговор предполагает взаимодействие, мы попробуем вместе отвечать на вопросы, обменяться впечатлениями, чтобы собрать описание ночного пространства. Для начала поинтересуюсь — кто из вас знаком с ночным городом? кто его использует? кто работает в ночное время?

И так, солнце садится, на карте города появляются новые точки. Город можно воспринимать по разному, например московское бюро Стрелка, когда мы проектировали набережные, предложило метод цифровой антропологии — изучало фотоснимки, размещенные в социальных сетях и привязанные к карте Омска. Здесь видно как активно фотографируют центр днём — читается улица Ленина и Речной вокзал, чуть меньше — территория крепости, совсем нет набережной, но есть беловодье, которое было пять лет назад.

Вечерняя карта активнее — подсвечиваются транспортные узлы, кафе, прогулочные пространства, люди фотографируют закаты.

После 9 вечера активность более сконцетрирована в помещениях и местах, которые хорошо подсвечены. Клубы, рестораны, улица Валиханова, метромост и только реконструированный Любинский проспект.

Давайте посмотрим какие места ночной активности знаете вы? а какие из них используете? Вы можете использовать стикеры и написать на них названия и местоположение этих пространств или назвать вслух, будем фиксировать. Это могут быть как открытые пространства — площади и улицы, так и известные закрытые места — кафе, кино или клубы, например. Например по-прежнему активна парковка на улице Бударина, до полуночи есть тусовка в районе Голубого огонька и Чокана Валиханова, востребован Любинский проспект. Ночью сидят на новой набережной Оми или качаются на качелях напротив. Иногда ездят в Парк Победы. Определенно ходили в кинотеатры на поздние сеансы. Локальным центром активности стал Бульвар Мартынова. 

Что активно в Нефтяниках? Что живёт ночью в Старом и Новом Кировске? Определенно нужно нанести аэропорт, вокзал с которых часто начинается знакомство с ночным и просто с городом. В прошлом году возобновлялась клубная история — стереолето в Эрмитаж-Сибирь и вечеринки на Зелёном острове, в городских барах.

Кроме географии активностей атлас можно составлять из разных слоёв, которые создают общее понятие ночной жизни. Что в него включают? Если смотреть с точки зрения городского исследования, то начинать можно с аудиторий — кто пользуется местом или чьи интересы затрагиваются, географический слой приятных мест — наиболее популярных, или освещенных, или просто удобных для провождения времени, или места с самыми красивыми витринами и подсвеченными зданиями. Точки активности это места где собирается множество людей — в вечернее время это транспортные узлы, а ближе к ночи — какие-то центры ночной жизни, а может быть и автостоянки для такси. Слой безопасности кажется важным для ночного города — в проблемные места вряд ли будет приятно ходить. Его можно наносить по результатам прогулок — насколько вам как исследователю было комфортно в том или ином месте. Тут можно говорить и о социальном контроле — когда горожане сами делают город безопасным, и о наличии освещения или пунктов охраны, видимости возможной помощи в экстренных ситуациях. Тут же можно говорить и о безбарьерности.

События это массовое и в определенной степени организованное кратковременное использование территорий — от симфопарков и музейной ночи до стритрейсинга. 

Индивидуальные практики — то, как отдельные люди или группы используют территорию постоянно или регулярно — кто-то по ночам совершает велопрогулки, кто-то катается на скейте, а отдельные лица покрывают улицы тэгами.

Что ещё можно добавить в этот список? есть менее материальные вещи — цвета, запахи, звуки. Я какое-то время жил у реки и гудки или гул барж, звук посадки самолёта — то, что сопровождает вас ночью.

Слайд дополнен по результатам встречи в музее (правая колонка)

Еще менее материальные вещи это впечатления, эмоции, ощущения которые фиксируют в рамках интервью.

Давайте попробуем зафиксировать аудитории, которые пользуются и для которых важен именно ночной город? кого вы знаете, встречаете на улицах в тёмное вреия суток? Можете записать на стикерах или подумать пару минут, я пока расскажу об одном из интересных проектов. Это «Территория Восход», участок профилактория, который находится у ленинградского моста, где проводили Беловодье. На заднем плане — бассейн, справа — гостиничный блок и ванны. Мы придумывали событийное пространство, с которого открываются прекрасные виды на правый берег Иртыша и улицу Валиханова. Поэтому одним из элементов была такая просторная лужайка, на которой размещались места для зрителей, сцена-подиум с экраном, разнообразные гамаки, скамьи и диваны. Слева — выставочная площадка, которая служила в какой-то мере акустическим барьером. В проекте были и другие зоны — амфитеатр, арена, ярмарка, каток, горки, беседка для свадеб и места для барбекю. Эта часть мыслилась как место на всю ночь — от заката до восхода. Для концертов, кино, танцев. 

Для меня это как минимум персонал кафе, дворник, который метёт улицу Маркса и духи места — люди, которых часто встречаешь в городе. Стритрейсеры, скейтеры и самокатчики. Таксисты. Работники экстренных служб. 

Аудитория клубов и кафе — тусовщики и фланёры. Музыканты, которые играют по вечерам на улицах. Графитчики и фотографы. 

Слайд выполнен по результатам встречи в музее

Итак, мы дополнили наш атлас слоем про людей, которые создают своей активностью городскую жизнь.

Теперь поговорим о том как вы и разные аудитории используете пространство города в тёмное время суток — есть две большие группы — индивидуальные и групповые практики, они регулярны и могут повторяться — каждый день, несколько раз в месяц и так далее. и события — эпизодические, спланированные, один или несколько раз в год. 

Пока у вас есть время подумать, продолжу рассказывать о проектировании. Это видение улицы Либкнехта на перекрестке с Ленина. Слева — веранда Питер Пэна, прямо — поликлиника и двор Эрмитаж-сибирь. На момент проектирования ключевым событием для этого места была Степаныч-Пати, вечеринка, на которую собиралась тысяча человек, куда приезжала машина с музыкой и как-то всё самоорганизовывалось. Чтобы дать ей пространство мы предложили отодвинуть и ограничить парковку в этой части, разместить подиум, на котором можно было расположить и пульт или фотозону. Диджей показан на веранде ресторана, а разворотная площадка могла быть использована для танцев. Тут же мы предполагали разные сценарии освещения — как в подиумах, в мощении, подсветку зданий и общее уличное. В целом идея была в объединении пространств террас, площади и улиц.

Какие события кроме ночи музеев, салютов, ночной велогонки и Степаныч пати можно привести в пример для Омска?

Моя практика использования ночного города ограничена прогулками, ужином или кофе в кафе, иногда фланированием по центру — бесцельными прогулками между разными пространствами от кинотеатра Маяковского через Тарскую и Ленина к бульвару Мартынова, например. Кто-то по ночам выгуливает собак, кто-то ест пиццу и пьет вино на набережной?

Мы собрали три слоя атласа — география мест, пользователей и различных практик. А я в завершении лекции расскажу еще о нескольких примерах работы с вечерним городом.


Наверное вы видели эту иллюстрацию к проекту набережной Тухачевского — она показывает пример схемы освещения территории, в которой мы используем локальные световые инсталляции для берега, общее и аллейное освещение прогулочной зоны и праздничную иллюминацию для акцента на пешеходных путях. Павильоны и навесы тоже включены в сценарий — подсветка, вывески, медиаэкраны насыщают пространства информацией и позволяют подчеркнуть архитектуру, локальные смыслы, в данном случае — они иллюстрируют историю места от омской слободы, через деревянную архитектуру павильонов и беседок к модернисткой набережной 1960х годов.

Другой пример проектирования сквера в Копенгагене с участием местных сообществ — народный парк в Норренбро, рабочем районе. За сквер была борьба — в процессе реновации и перестройки района он оставался последним общественным пространством, а соседние дома были заняты сквотами и защищены оставшимися жителями. Мэрия пригласила художника Кеннета Балфелта, который выстроил длительный диалог с местными жителями, включая местные банды. Лидеров банд время от времени задерживали, но сообщества при этом всё равно сохранялись и продолжали существовать. Их местом был этот сквер, и если бы их начали вытеснять, они бы или переместились на другое пространство, или стали бы конфликтовать, вандализируя территорию. Жители совместно с проектировщиками разработали видение территории и реализовали многофункциональное пространство — для детей и взрослых. Одним из аспектов было сохранение не очень яркого освещения, затененных скамеек, где предпочитали тусоваться местные подростки, как представители локальной субкультуры. Это один из ярких примеров инклюзивного проектирования.

Управлять ночным пространством города позволяют структуры типа ночных мэров — обычно это небольшой отдел, который занимается событийной программой, но в то же время ночные мэры заботятся о безопасности сотрудников кафе, о безопасности жителей в ночной время и коммуникации между точками активности и местными жителями, если возникают конфликты. Основная цель — повышение качества ночной жизни в городе. Например одним из проектов в Мангейме стала бесплатная вода в барах, что повысило их посещаемость. Другие проекты связаны с безопасностью женщин. В Ульяновске, например, активность сосредоточена на событийном программировании, обучении ночного персонала навыкам безопасности, и настройке взаимодействия с местными музыкантами.

Если есть вопросы я готов на них ответить. А в целом благодарю за внимание и надеюсь, что вы теперь немного по-другому взглянете на ночной город. Хорошего вечера.



P/S
В рамках лекции мы с участниками немного познакомились с ночным городом — вспомнили кто пользуется, какие места активны и какие сценарии и события в вечернем пространстве реализуются, в конце разговор зашел о дефицитах — чего не хватает Омску чтобы стать по-настоящему ночным городом — от общественных туалетов до транспорта.