преодоление градостроительных конфликтов

из материалов круглого стола «БУДУЩЕЕ  ГОРОДА  ОМСКА ГЛАЗАМИ  АРХИТЕКТОРОВ»  4 марта 2022 года, организатор  — Общественная палата Омской области.

Стоит поблагодарить Общественную палату Омской области за возможность обсуждения столь сложной темы как градостроительные конфликты и развитие общественных пространств в контексте архитектурного развития Омска. 

Говоря о конфликтах в городах (или связи конфликтов и городов),  нужно выделить их причины — кризис территории, спорный проект; или формы проявления — катастрофу или чрезвычайное происшествие, снос ценной застройки, городской протест или война. Все эти формы имеют ощутимые последствия для городской среды и локальных сообществ. 

Уточняя термины, нужно зафиксировать, что: 

● городская территория или общественное пространство это результат и процесс взаимодействия социальных субъектов (человека, группы) и пространственного объекта (территории, ландшафта).

● базовый градостроительный конфликт это состояние территории, которая не может исполнять свою функцию — для горожан, для владельцев, для управленцев. С этой точки зрения городские пустыри, территория ТЭЦ-1, недострои — это объекты в состоянии градостроительного конфликта. 

● можно выделить три типа градостроительных конфликтов — социальные (между субъектами), пространственные (между интересами, проектами, зонами использования, постройками) и комплексные — социально-пространственные (между позициями, которые сочетают субъектов и пространства). Социальные конфликты разрешают медиацией, пространственные — архитектурными решениями.

● существуют четыре выхода из такого взаимодействия — сохранить (законсервировать) конфликт, найти компромисс, избегать конфликта и победа одной из сторон (за этим следует уничтожение или исчезновение из поля конфликта другой позиции).

Обычно конфликты начинаются с противоречия и инцидента, переходят к открытой фазе (эскалируются до видимого противодействия) и нейтрализуются — снимается острота, и «пожарная команда» буквально гасит и ликвидирует следствия. Проблема в том, что при этом не разрешается причина.

В своем выступлении я попробую сформулировать рекомендации для подобных ситуаций, основываясь на нашем проектном и исследовательском опыте.

Чтобы разрешать конфликты нужно работать с их причинами, а не заниматься дискредитацией одной из сторон и попытками гашения. В случае открытого конфликта — сначала снимать остроту и после переходить к исследованию причин. В случае скрытого конфликта — после выявления противоречий, организовывать коммуникационную площадку и сценировать, проигрывать взаимодействие, разрешать конфликт, создавая видение территории и принимая соответствующие решения.

Инициатива Городрешает.рф, основанная в Омске в 2017 году, включает несколько сфер — сопровождение средовых проектов, разработку концепций развития территорий (совместно с архитекторами), образовательные проекты и поддержку локальных проектных команд. В основе инициативы — конфликтологический подход*, в рамках которого мы сочетаем три процесса: динамику конфликтного взаимодействия, общественное участие и разработку концепций развития территории. Коммуникационная площадка — офлайн и онлайн, организованная на ранней стадии проекта, позволяет синхронизировать эти процессы.

*Примечание. Конфликтологический подход в градостроительстве исследовали такие авторы как Е.Б.Чернова, И.Постоленко, Л.Цой, И.Медведев, С.Костарев, Е.Фрейдин, И.Скалабан и другие.

Давайте посмотрим на хронологию типичного проекта застройки или изменения территории — она начинается с идеи, продолжается разработкой концепции, проектной документации и завершается строительно-монтажными работами, эксплуатацией, реконструкцией или сносом. Основные затраты начинаются после разработки проектной документации, поэтому до этого этапа необходимо разрешение существующих противоречий и потенциальных конфликтов. Если этого не делать (не реагировать на противоречия), то уже после того как разработана документация, начато строительство и происходит публикация/публичное представление проекта — наступает открытая фаза конфликта, и логично поведение застройщиков, муниципалитета или региональной власти по противодействию или игнорированию такой реакции. Таковы ситуации по дендросаду им.Гензе, застройке по ул.Волгоградской, гостинице Космос, новому кадетскому корпусу, потенциально — кварталам Драверта. Решения приняты, информация не опубликована в полной мере, с недовольством разбираться никто особо не желает, несмотря на публичную открытую позицию губернатора, конфликт отложен на этап эксплуатации объекта. 

Поэтому мы рекомендуем занимать открытую позицию на этапе разработки концепции, исследовать ситуацию, выявлять противоречия и совместно формулировать задание на проектирование с заинтересованными лицами — жителями, сообществами, теми, на кого определенно может повлиять реализация проекта или изменение территории. Я уверен, что ситуацию с застройкой по ул.Волгоградской можно было предупредить своевременным информированием. Такая работа должна проводиться на этапах предпроектного исследования и разработки архитектурной концепции.

У Омска богатый опыт конфликтных ситуаций — обсуждение будущего Омской крепости (2013), благоустройство улицы Валиханова (2014), проблема набережных как общественного пространства (2017), которые только в прошлом году стали таковыми в градостроительной документации (Генплан, ПЗЗ), как результат разработки концепций. Ярким примером был Любинский проспект (2015 год) — когда был представлен спорный проект с парковками для оживления умирающей улицы, вызвавший активное недовольство как профессионального, так и городских сообществ, которое привело к доработке концепции, её дополнению на основе исследований и проектных сессий.

В дальнейшем пространство допроектировалось (ул.Бударина в 2017 году, ул.Либкнехта в 2020 году), наполнялось культурной программой, сопровождалось новыми инициативами. За несколько лет можно наблюдать постепенную реализацию требований городского сообщества к улице. 

Опыт Любинского проспекта для нас стал отправной точкой — при появлении проекта центральных набережных (2017.городрешает.рф) мы проводили первые встречи под названием «Город решает» для КБ Стрелка и локальных архитектурных бюро. Видение  стало одним из элементов технического задания на разработку концепций благоустройства. Проект центральных набережных Иртыша и Оми охватил около 50 гектаров — от Метромоста до Фрунзенского и Юбилейного. 

Концепции были переданы администрации Омска в начале 2018 года. Ситуация 2019 года, когда мэрия отказалась от благоустройства ул.Бударина в рамках разработанной концепции 2017 года, показала наличие общественной поддержки и консенсуса у городских сообществ относительно видения этой территории — и уже в 2020-21 году реализованы первые этапы концепций набережной Оми (по ул.Думская, ул.Чехова). В концепциях 2017 года также закреплены отказ от транспортной магистрали вдоль Иртыша, сохранение контуров второй Омской крепости и стрелки Речного вокзала как ценных территорий, что теперь внесено в действующий генеральный план Омска и требует дальнейших изменений в проект планировки. 

Вторая крупная концепция благоустройства центра Омска — «Зеленые маршруты» (2020.городрешает.рф) включала два этапа, первый из которых уже в пандемийный период прошел в сжатом формате: формулирование видения и социокультурной программы, полноценная презентация проекта. Второй был ограничен публикацией дизайн-проекта на наших ресурсах (социальные сети, сайт). Проектные материалы были переданы заказчику — Фонду стратегического развития Омской области. Территория проекта включает улицы и скверы центральной части города — Сквер им.Морозова, ул.Партизанская, Либкнехта, Спартаковская, Выставочный сквер, которые связывают благоустроенные Любинский проспект и участок АУ Омская крепость между собой и с планируемыми набережными. 

Концепции, разработанные и переданные в 2020-21 году, учитывали улучшение транспортного обслуживание, решение проблем доступности среды, были ориентированы на сохранение озеленения и усиление идентичности территории исторической крепости. 

И уже в 2021 году мы видим конфликтную ситуацию, когда администрация города объявляет тендер на комплексное благоустройство ул.Ленина, заявку в зелёную комиссию по комплексному благоустройству ул.Тарская и Спартаковская без ссылки на разработанный проект благоустройства, предлагая снос аллеи пирамидальных тополей и лиственниц, ремонт с заменой покрытий. 

В 2022 году планируется ремонт улиц Партизанская и Спартаковская — опять без понимания на каких принципах, ценностях и проектах основана эта работа, документация до сих пор не опубликована, информация ограничена пресс-релизами мэрии. Понятно, что поставлена задача освоения средств национального проекта, но она должна приводить к качественному изменению городской среды, улучшению связности территорий, а не к механической замене покрытий, сохранению градостроительных проблем или появлению новых — такие ошибочные решения фактически по ремонту вместо комплексного благоустройства блокируют реализацию разработанных концепций и профессионально подготовленных решений на 3-5 лет, ухудшая на этот период состояние городского центра, приводя к перерасходу средств на доработку реализованных решений (например — демонтаж ранее установленных ограждений).

Переходя к рекомендациям, можно говорить о важности зарубежного опыта — длительной разработке стратегического видения города с участием различных стейкхолдеров — это отчасти было реализовано в мастерплане и генеральном плане города Омск-2040, позволило снять острые конфликты, которые были в генплане 2007 года. 

Можно говорить о важности информирования жителей о городском развитии, реализуемых проектах — как это происходит в городском выставочном зале, расположенном в подземном переходе на центральной площади Стокгольма — но к сожалению мэрия не способна опубликовать даже собственные разработки и планы по ключевым пространствам на официальном сайте, ограничиваясь формальными пресс-релизами и ограниченным набором визуализаций. 

Важны примеры инфраструктурных проектов, противодействие которым привело не только к переработке решений, но и созданию временной инфраструктуры на длительный период строительства, которая улучшает городское пространство вокруг дамбы Стокгольма, создавая новые обзорные площадки, размещая информационный офис о строительстве в эпицентре событий. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЭРИИ

1. Наладить практику полноты и открытости предоставляемой информации о планируемых проектах — из текущих это застройка по ул.Волгоградская (Зеленая река), по ул.Крупская (Кварталы Драверта), ул.Светловская (застройщик — Догма), Амур-2 (Стройбетон), Арена и другие — в части полноценной публикации архитектурного проекта (предпроектное исследование, концепция, архитектурные решения), инвестиционных соглашений и других документов, которые позволят полноценно информировать жителей и заинтересованных лиц, представление на действующих площадках Архитектурно-градостроительного совета при мэре Омска и при губернаторе Омской области, на сайтах администрации и правительства или сопровождающих министерств, агентств. В настоящее время публикации этих проектов ограничены пресс-релизами, текстовой информацией, проектами планировки территории (изменения в градостроительную документацию). Использовать современные подходы к информированию и общественному участию в городских проектах (презентации, консультации, проектные семинары и более сложные циклы мероприятий)

2. Применять аналитический подход и использовать все возможности предпроектного исследования городских территорий для выявления противоречий и потенциальных конфликтов, чтобы не вызывать открытые фазы конфликтов, не приводить к кризисным ситуациям при реализации проектов.

3. Разработать долгосрочную программу развития исторического центра Омска — многие территории — Кадетский корпус, улица Краснофлотская, военные и артиллерийские склады, госпиталь, суконная фабрика, берега Оми, участки строительства по ул.Жукова, находятся в заброшенном состоянии и необходима проработка актуальных планировочных решений, объемных регламентов, концепций застройки, приспособления, развития этих участков в границах ул.Куйбышева-Циолковского-берег Иртыша-Кемеровская. На эту территорию необходима срочная актуализация проекта планировки для возможной реализации как проектов благоустройства, так и инвестиционных проектов.

4. Установить персональную ответственность лиц за планировочные и организационные решения при реализации проектов, в том числе благоустройства, безопасных дорог, ремонта фасадов, установки остановочных комплексов — при работе непрофильных министерств и департаментов по изменению транспортной сети, общественных пространств, капитального ремонта фасадов, под угрозой оказывается перспективное развитие улиц нашего города, возможность передвижения по ним, безопасность пешеходов и автомобилистов, дальнейшее экономическое развитие. Планировочные решения не могут приниматься без согласования профильных департаментов — департамента архитектуры, окружных отделов; профильного министерства строительства; общественных организаций — союза архитекторов России и других. 

Необходима перестройка процесса подготовки и реализации национальных проектов и городского развития, благоустройства в Омской области с учетом этих факторов.