Омские улицы: стратегии развития

Формат: установочный доклад для дискуссии

Хронометраж: 8-10 минут

Представлен: 23 января 2015, Рождественский саммит ГУД

Слайд1

Как сказано в анонсе нашей дискуссии, в Омске накоплен большой опыт работы с пространством улиц, в рамках установочного доклада я зафиксирую этот опыт, опишу современную ситуацию, в завершении – посмотрим на подходы к стратегиям улиц.

Слайд2Слайд3

Но начну с оживленного интереса к улицам, кроме большого числа проектов и реализаций в России – московские и петербургские велосипедные стратегии, пешеходные зоны в Москве,  Новгороде,  Иркутске,  набережные в Тюмени,  Ростове, Владивостоке,- он выражается и в обновлении теории, городских исследованиях: переведены классические труды Джейн Джекобс, Яна Гейла о живых улицах, руководство по проектированию,  которое создали в департаменте транспорта Нью-Йорка, представлены исследования в районах Петербурга, бульварного кольца Москвы, подмосковных городов, активистские и профессиональные отчеты по Владивостоку,  Екатеринбургу,  в последнем уже сформировался круг экспертов.

Слайд4Слайд5

Обновлены форматы уличной жизни – концерты и фестивали, монстрация и современная торговля. Улица и общественное пространство стали объектом деятельности разных специалистов: социологов и культурологов,  архитекторов и урбанистов,  ландшафтников и транспортников,  управляющих и девелоперов.

Слайд6Слайд7

Эволюция омских улиц и общественных пространств показательна: они решали разные задачи – транспорта, пожарной безопасности,  санитарные и гигиенические,  военные с имперским подтекстом, а после и демократическим. От них у нас есть бульвар на Хмельницкого,  мемориально-декоративная монументальность модернистских пешеходных зон вроде бульвара Победы, торгово-пешеходные пассажи – компромисс бизнеса, города и климата. Отдельно упомяну наследие больших проектов – недостроенные проспекты и развязки, улицы без тротуаров.

Слайд8

Современная улица атакована контекстами автомобилизации, свободного рынка, института собственности в сочетании со здравым требованиями универсального дизайна, который буквально для всех, экологии и здоровья, городской экономики и условий для разномасштабного бизнеса, качества пространств, событийного наполнения, индивидуальности,  идентичности и жизни местных сообществ.

Слайд9Слайд10

В разных городах отрабатываются стратегии улиц: от места в мастер плане района, детального предпроектного исследования социального, экономического, культурного, архитектурного,  инженерного, экологического и других аспектов, подготовки проекта, вовлечение городского сообщества в разработку и принятие решений, создание комплексной программы, которая включает и оживление прилегающей территории, решает социальные проблемы, например этнические или безработицы, обеспечивает транзит и логистику всех участников пешеходного и автомобильного движения, доступность для всех групп, навигацию, современность дизайна, особенности управления и эксплуатации, и уникальность: “арбаты” могут быть разными. В России комплексных проектов почти нет – опыты реконструкции Кузнецкого моста и старого Арбата не были полноценно реализованы, наследники в основном воспроизводят декоративный аспект, не обращая внимание на наполнение прилегающих зданий. Другим захватывающим умы примером является социалистическая реконструкция городов с пробивкой широких проспектов. Менее монументальными являются автострады и магистрали, которые резали районы и не оживились. Последними Омскими опытами стали улицы северной части – 24 северная и 21 амурская; бульвар зеленый на левом берегу, прошлогодняя Валиханова. Заявлены концепции благоустройства гостевого маршрута.

Слайд11

Какие удачи прошлого следует учесть,

каких ошибок нужно не допустить,

какие стратегические цели относительно омских улиц ставить?

Comments are closed.