Омские улицы: стратегии развития

Формат: установочный доклад для дискуссии

Хронометраж: 8-10 минут

Представлен: 23 января 2015, Рождественский саммит ГУД

Слайд1

Как сказано в анонсе нашей дискуссии, в Омске накоплен большой опыт работы с пространством улиц, в рамках установочного доклада я зафиксирую этот опыт, опишу современную ситуацию, в завершении — посмотрим на подходы к стратегиям улиц.

Слайд2Слайд3

Но начну с оживленного интереса к улицам, кроме большого числа проектов и реализаций в России — московские и петербургские велосипедные стратегии, пешеходные зоны в Москве,  Новгороде,  Иркутске,  набережные в Тюмени,  Ростове, Владивостоке,- он выражается и в обновлении теории, городских исследованиях: переведены классические труды Джейн Джекобс, Яна Гейла о живых улицах, руководство по проектированию,  которое создали в департаменте транспорта Нью-Йорка, представлены исследования в районах Петербурга, бульварного кольца Москвы, подмосковных городов, активистские и профессиональные отчеты по Владивостоку,  Екатеринбургу,  в последнем уже сформировался круг экспертов.

Слайд4Слайд5

Обновлены форматы уличной жизни — концерты и фестивали, монстрация и современная торговля. Улица и общественное пространство стали объектом деятельности разных специалистов: социологов и культурологов,  архитекторов и урбанистов,  ландшафтников и транспортников,  управляющих и девелоперов.

Слайд6Слайд7

Эволюция омских улиц и общественных пространств показательна: они решали разные задачи — транспорта, пожарной безопасности,  санитарные и гигиенические,  военные с имперским подтекстом, а после и демократическим. От них у нас есть бульвар на Хмельницкого,  мемориально-декоративная монументальность модернистских пешеходных зон вроде бульвара Победы, торгово-пешеходные пассажи — компромисс бизнеса, города и климата. Отдельно упомяну наследие больших проектов — недостроенные проспекты и развязки, улицы без тротуаров.

Слайд8

Современная улица атакована контекстами автомобилизации, свободного рынка, института собственности в сочетании со здравым требованиями универсального дизайна, который буквально для всех, экологии и здоровья, городской экономики и условий для разномасштабного бизнеса, качества пространств, событийного наполнения, индивидуальности,  идентичности и жизни местных сообществ.

Слайд9Слайд10

В разных городах отрабатываются стратегии улиц: от места в мастер плане района, детального предпроектного исследования социального, экономического, культурного, архитектурного,  инженерного, экологического и других аспектов, подготовки проекта, вовлечение городского сообщества в разработку и принятие решений, создание комплексной программы, которая включает и оживление прилегающей территории, решает социальные проблемы, например этнические или безработицы, обеспечивает транзит и логистику всех участников пешеходного и автомобильного движения, доступность для всех групп, навигацию, современность дизайна, особенности управления и эксплуатации, и уникальность: “арбаты” могут быть разными. В России комплексных проектов почти нет — опыты реконструкции Кузнецкого моста и старого Арбата не были полноценно реализованы, наследники в основном воспроизводят декоративный аспект, не обращая внимание на наполнение прилегающих зданий. Другим захватывающим умы примером является социалистическая реконструкция городов с пробивкой широких проспектов. Менее монументальными являются автострады и магистрали, которые резали районы и не оживились. Последними Омскими опытами стали улицы северной части — 24 северная и 21 амурская; бульвар зеленый на левом берегу, прошлогодняя Валиханова. Заявлены концепции благоустройства гостевого маршрута.

Слайд11

Какие удачи прошлого следует учесть,

каких ошибок нужно не допустить,

какие стратегические цели относительно омских улиц ставить?