Формат: установочный доклад для дискуссии
Хронометраж: 8-10 минут
Представлен: 23 января 2015, Рождественский саммит ГУД
Как сказано в анонсе нашей дискуссии, в Омске накоплен большой опыт работы с пространством улиц, в рамках установочного доклада я зафиксирую этот опыт, опишу современную ситуацию, в завершении — посмотрим на подходы к стратегиям улиц.
Но начну с оживленного интереса к улицам, кроме большого числа проектов и реализаций в России — московские и петербургские велосипедные стратегии, пешеходные зоны в Москве, Новгороде, Иркутске, набережные в Тюмени, Ростове, Владивостоке,- он выражается и в обновлении теории, городских исследованиях: переведены классические труды Джейн Джекобс, Яна Гейла о живых улицах, руководство по проектированию, которое создали в департаменте транспорта Нью-Йорка, представлены исследования в районах Петербурга, бульварного кольца Москвы, подмосковных городов, активистские и профессиональные отчеты по Владивостоку, Екатеринбургу, в последнем уже сформировался круг экспертов.
Обновлены форматы уличной жизни — концерты и фестивали, монстрация и современная торговля. Улица и общественное пространство стали объектом деятельности разных специалистов: социологов и культурологов, архитекторов и урбанистов, ландшафтников и транспортников, управляющих и девелоперов.
Эволюция омских улиц и общественных пространств показательна: они решали разные задачи — транспорта, пожарной безопасности, санитарные и гигиенические, военные с имперским подтекстом, а после и демократическим. От них у нас есть бульвар на Хмельницкого, мемориально-декоративная монументальность модернистских пешеходных зон вроде бульвара Победы, торгово-пешеходные пассажи — компромисс бизнеса, города и климата. Отдельно упомяну наследие больших проектов — недостроенные проспекты и развязки, улицы без тротуаров.
Современная улица атакована контекстами автомобилизации, свободного рынка, института собственности в сочетании со здравым требованиями универсального дизайна, который буквально для всех, экологии и здоровья, городской экономики и условий для разномасштабного бизнеса, качества пространств, событийного наполнения, индивидуальности, идентичности и жизни местных сообществ.
В разных городах отрабатываются стратегии улиц: от места в мастер плане района, детального предпроектного исследования социального, экономического, культурного, архитектурного, инженерного, экологического и других аспектов, подготовки проекта, вовлечение городского сообщества в разработку и принятие решений, создание комплексной программы, которая включает и оживление прилегающей территории, решает социальные проблемы, например этнические или безработицы, обеспечивает транзит и логистику всех участников пешеходного и автомобильного движения, доступность для всех групп, навигацию, современность дизайна, особенности управления и эксплуатации, и уникальность: “арбаты” могут быть разными. В России комплексных проектов почти нет — опыты реконструкции Кузнецкого моста и старого Арбата не были полноценно реализованы, наследники в основном воспроизводят декоративный аспект, не обращая внимание на наполнение прилегающих зданий. Другим захватывающим умы примером является социалистическая реконструкция городов с пробивкой широких проспектов. Менее монументальными являются автострады и магистрали, которые резали районы и не оживились. Последними Омскими опытами стали улицы северной части — 24 северная и 21 амурская; бульвар зеленый на левом берегу, прошлогодняя Валиханова. Заявлены концепции благоустройства гостевого маршрута.
Какие удачи прошлого следует учесть,
каких ошибок нужно не допустить,
какие стратегические цели относительно омских улиц ставить?