Shigeru ban

Текст: Ефим Фрейдин, 2008, Красивая жизнь

Документальное кино беспристрастно фиксирует происходящее в жизни. Мелкое и крупное, важное и незаметное, громкое и шепчущее. Некоторые архитекторы занимаются громкими, яркими проектами – международные команды переезжают с одной мировой стройки на другую. Сигеру Бан – мастер японского происхождения, получивший образование в Соединенных Штатах, – сосредоточил свое внимание на строительстве в регионах серьезных катаклизмов. Подобно документалисту, он воссоздает потерянный из-за стихийных бедствий (утраченный в стихийных бедствиях) образ жизни в быстровозводимых, буквально бумажных домах.

Павильон компании Artek, возведенный по проекту Сигеру Бана в Хельсинки (он также использовался на выставках 2007 года в Милане и США), связан с одним из кумиров архитектора — финским зодчим Алваром Аалто, созданная им в 1930-х годах (в 30-х годах XX века) мебель из гнутой фанеры стала символом экологического дизайна, а первую свою работу в бумажных конструкциях Бан выполнил именно для выставки Аалто.

Японский архитектор, получивший образование в Соединенных Штатах у своего кумира — одной из серьезных фигур современной американской архитектуры Джона Хейдака — Сигеру Бан сосредоточил свое внимание на конструкции и материале. В своих работах он ищет новое, изучает способы сочетания материалов. Здесь используется и дерево, и бумага, и пластики в сочетании с природными наполнителями. Особенно его интересуют сложные, даже проблемные ситуации: лучше всего низкие бюджеты, исходя из которых, он создает от того не менее современную и качественную архитектуру. Более того – эта архитектура в то же время концептуальна и долговечна. Причем долговечность базируется не на камне как основном материале, а на взаимозаменяемости элементов. Если какую-то деталь по истечении срока службы можно заместить такой же – то какая разница, сколько простоит бумажная колонна? Именно бумажные колонны, балки и другие конструкции стали одним из первых материалов, найденных Сигеру Баном. Впервые он использовал трубы из переработанного картона для оформления экспозиции Алвара Аалто, финского архитектора начала XX века. Аалто представляет одно из направлений органической архитектуры: здание связано с ландшафтом, и в его постройке часто используются местные доступные материалы. В своей дизайнерской практике он разрабатывал возможности использования гнутого дерева и фанеры, в чем достиг виртуозности, наладив в том числе фабричное производство. Картонные трубы, которые применил Сигеру Бан, более всего похожи на те цилиндрические формы, что характерны для мебели Алвара Аалто, к тому же и дерево, и бумага – одного происхождения. Спустя десятилетие Сигеру Бан занимался строительством жилья для районов пострадавших от стихийных бедствий – будучи в меру эгоистом, он предпочитает использовать свои способности на благо общества. Одним из первых регионов стал японский Кобэ. Здесь мастерская Бана начала свою работу с постройки церкви – одного из символов сохранившегося поселения, в котором собирались выжившие люди и обсуждали планы на будущее. Здесь особую важность приобрели простота, безопасность, низкая стоимость и сжатые сроки возведения. Дома из бумажных труб легко строились и в отличие от каменных зданий не связывались с угрозой обрушения, а в силу своей доступности стали приютом для многих жителей Кобе.

Кочевая архитектура

Материал доступный, как подножный корм, стал одним из отличительных элементов проектов Сигеру Бана. Нужно упомянуть огромный экспозиционный павильон (5000 кв. м) для выставки «Снег и Пепел» американского фотографа, который должен был переезжать из одного города в другой, перемещаться между континентами. В качестве конструктивного элемента для стен архитектор предложил использовать стандартные контейнеры — те, что используются для перевозки грузов по железной дороге или на судах. Их можно было найти в каждом из запланированных в экспозиционном туре пунктов. Осталось накрыть это пространство кровлей и заполнить пустоты между контейнерами. Наследником этой идеи стал один из прототипов жилых домов, который Бан собирается использовать в разрушенных районах Нового Орлеана (после урагана Катрина). Стена составляется из пустых прямоугольных блоков, используемых впоследствии как книжные полки, например; пустоты между ними закрываются стеклом – так появляются окна. Блоки легко изготавливаются в местных условиях, их монтаж не составляет труда. Этот интересный и сложный опыт позволяет архитектору работать с проблемами беженцев в системе ООН.

Сигеру Бан не моден по определению. Он погружен в тщательное изучение различных материалов, конструкций. Он экспериментирует с пространством и его характеристиками – протяженностью, окружением, связями с ландшафтом. Мода, можно сказать, постепенно достигает уровень его находок. Бумажные цилиндры стали предвестниками зеленой архитектуры, бум на которую начался лет через пять после экспериментов Бана, а захватил весь мир только сейчас. Устойчивое развитие – популярное ныне словосочетание – может характеризовать и социальное жилище, которое разрабатывает этот архитектор.

Используя доступные материалы, он продолжает традицию Алвара Аалто, связывая здание с окружением не только на планировочном уровне.

Современность

Современные проекты Сигеру Бана – это общественные здания в Токио, Метце (Франция), выставочные сооружения – подобно павильону Artek, путешествующему по миру. Для того чтобы выполнить проект для Центра Помпиду в Метце, архитектор соорудил на основном здании в Париже временную мастерскую. Так Бобур, построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно, ставший одним из символов современной архитектуры, обзавелся павильоном из знаменитых теперь картонных цилиндров. Проект для Метца предполагает создание общественного пространства, доступного для всего города. Здание Центра Помпиду растворяется в парке – его конструкции легки, и он создает крытое пространство, подобное китайской шляпе (из бамбука и промасленной бумаги).

Обычно мы связываем японских мастеров с глубокими традициями их родины, в этом случае все не так: этот архитектор не жил в традиционном доме. Способ использования бумаги почти не связан с культурой японских ширм. Многие его концептуальные идеи родились из изучения западного дома – зданий Аалто, Ле Корбюзье, Мис Ван дер Рое и других. На него повлияла атмосфера ателье Арата Исодзаки, где он провел год (в начале 1980-х). Особенно сильным было значение Cooper Union, где он учился.

Временность и долговечность архитектуры, скоротечность жизни – эти проблемы решают пространства Сигеру Бана. Известно, что для съемок фильма «Жизнь как чудо» Эмир Кустурица отстроил небольшой городок в горах. Сейчас там живут люди, проходят кинофестивали. Хотя изначально это были лишь декорации, по определению – временные. Сигеру Бан строит для продолжительной жизни беженцев быстровозводимые дома. Из бумаги. Легкие и безопасные. Архитектура, которая в Европе воспринимается как вневременная, на века, в его интерпретации становится лишь декорацией, необходимой для комфортной жизни. Тем компонентом, что создает пространство для общения и жизнедеятельности. Может быть поэтому та церковь из бумаги, с которой началось строительство для беженцев в Кобе, простояла десять лет и будет разобрана и перевезена в Тайвань – в район пострадавший от землетрясения 1999 года.

Врезка: Он фиксирует связи выбранного участка для строительства с существующим культурным ландшафтом: музей составлен из труб-залов прямоугольного сечения, открытые концы которых направлены в сторону знаковых для поселения объектов – собора, старого немецкого и нового вокзалов (они свидетельствуют о пограничном положении Метца рядом с Германией и его истории), от последнего ко входу будет переброшен мост.