Toyo Ito/ Прозрачность, текучесть

Текст: Ефим Фрейдин, 2008, Красивая жизнь

С чем в стереотипном восприятии ассоциируется весна? Таяние снега, прозрачный лед, первые ручьи, которые куда-то бегут, о чем повествуют старые школьные учебники начальных классов. Потом мы уже узнали о цветении сакуры в Японии. Тойо Ито – зодчий, основной офис которого расположен в Токио, описывает свою архитектуру как прозрачную и метафоричную, как текучую. Проницаемость между внешним и внутренним, между искусственным и естественным, между физическим и виртуальным – стала сутью его современного творчества.

Он относится к старшему поколению архитекторов – родился во время второй мировой, в 1965 завершил обучение в старейшем университете Токио, работал в бюро одного из идеологов «метаболизма» К.Кикутаке. Обучение шло с упором на западную архитектуру – особенно уделяли внимание «Современному движению» — стилеобразующими для которого были постройки Ле Корбюзье, Франка Ллойда Райта. Философия «метаболизма», под влияние которой попали Кензо Танге, Арата Исодзаки, и руководитель бюро К.Кикутаке, рассматривала архитектурное сооружение как потенциально живой организм. Эта концепция однако не заинтересовала Тойо Ито. Он учился у мастера конструированию. В первые годы собственной практики – мастерскую он открыл в 1971 году – Ито занимался частными домами. Крупные социальные заказы были распределены между бюро, организованными в начале 1950-х и поэтому молодым архитекторам доставались небольшие объекты. Это время уединения и сосредоточения позволило сформулировать основные творческие принципы. Внимание к свету, связь с природой. Ничего нового в них и нет – это вечные ценности. Философия минимализма, японские национальные традиции – все это влияло на архитекторов поколения Тойо Ито. Среди нового появилась «метафоричность». Свои здания он стал сравнивать с садами. Садами света и садами ветра. Метафоричность, многозначность архитектуры – отсутствие одного значения у здания – качество, присущее зодчеству пост-модернизма. Медиатеку в Сендаи Ито сравнивает с аквариумом – стеклянные невесомые стены, 13 колонн-труб, перекрытия этажей, которые уравновесили силы гравитации и поэтому парят, как предметы в воде, искусственная среда, которой наполнены пространства, где смешиваются люди самых разных возрастов, социальных групп.

Метафоричность связана и с пониманием архитектуры как соединения абстрактных идей с чем-то, что реально существует в обществе. Наличие это концептуальной основы определяет для него архитектуру – она не может лишь отражать реальность.

Если свет и ветер – довольно очевидные компоненты современной архитектуры – первому отвечает белый цвет зданий, второму – тоннели, «колодцы», прорезающие здания насквозь, то электронный мир – который стал непременным атрибутом зданий Ито – элемент новый. Виртуальность, связанная с приходом электронной эры, трансформировала человека. Если раньше его облик определяла физическая оболочка – климат, природное и искусственное окружение, то сейчас информационное пространство стало неотъемлемой частью, вторым телом современного человека. Архитектура модернизма, всегда определялась традициями – тем как человек двигался в зданиях, выполняя какие-то действия – физическим телом. Современная архитектура, современные города поэтому во многом симулируют «настоящие города» и «настоящие здания», в которых якобы двигаются люди. Сейчас для того чтобы общаться совсем не обязательно выходить на улицу и прогуливаться по бульвару. Средства коммуникации серьезно изменились – мы звоним по телефону, скидываем сообщения. Общества, такого как раньше – соседских отношений – просто нет, есть только видимость года и видимость общества. И архитектурная форма должна была рано или поздно трансформироваться. И она получила новую оболочку. Анонимную – не связанную с климатом, городом и обществом – в какой-то мере. Проницаемую – свет, часто ветер не встречают на своем пути препятствий и наполняют внутренние пространства. Самодостаточную – фасад одинаково воспринимается из экстерьера и интерьера, что, в общем-то, смешивает ощущения внутреннего и внешнего. Можно подумать, что Тойо Ито играет со зрителем, клиентом, посетителем. Но за этой как-бы игрой стоит сложная технологическая работа. Чтобы сохранить чистоту концептуальной модели в реализованном здании – это ему удается в полной мере – приходится решать конструктивные задачи – разрабатывать и находить новейшие материалы, привлекать лучших специалистов (таких как Сесил Балмонд из Англии, например). Для бутика в Гинзе, например, в качестве материала для стен использовали тонкий алюминий, выкрашенный в белый цвет.

В своем творчестве Тойо Ито цитирует различные образы – от пятен леопарда до упомянутого постмодернистского аквариума, от растущего ветвящегося дерева до виртуальных объектов. Как в футуристических фильмах, про общество будущего используется архаика, мотивы ар-деко, японский архитектор напоминает нам о природе и простых вещах.