КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ.

Цитирование: Фрейдин Е. Конфликтологическая модель градостроительной деятельности как средство устойчивого развития территорий. //Экологическая составляющая в образовании — основа устойчивого развития поселений на территории Новосибирской области.- Новосибирск: 2008В электронном формате — ссылка на http://fimafr.ru

Экологическая составляющая в градостроительном образовании как основа устойчивого развития поселений – таким образом сформулирована тема для тезисов этого сборника. В настоящей статье сделана попытка рассмотреть отдельные понятия с точки зрения градостроительной деятельности в конфликтном обществе. Зафиксируем общепринятые понятия экологии и устойчивого развития – ключевые для данной темы. Экология (от греч. oikos — дом — жилище, местопребывание и …логия) это наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой [1] . О понятии «устойчивого развития», используемом в Градостроительном кодексе РФ редакции 2004 года, замечено в Докладе Центра стратегических исследований ПФО «Россия: принципы пространственного развития»: «Смысл понятия sustainable development скорее искажается, чем передается выражением «устойчивое развитие». Хотя во всех документах на русском языке оно разъясняется как развитие с минимизацией ущерба для будущих поколений, в практической работе по планированию и управлению это разъяснение выпадает из внимания разработчиков». [2]. В кодексе оно трактуется следующим образом: «Устойчивое развитие территорий – обеспечение при градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений»[3]. Таким образом можно констатировать, что принятое на законодательном уровне определение сочетает в себе базовое понятие устойчивого развития, экологический аспект и проблему учета интересов фактически отсутствующего участника градостроительной деятельности – будущего поколения.
Под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий. Однако при принятии факта наличия множества интересов, следует зафиксировать, что мы находимся в поле теории конфликтного общества (теории конфликта). В хронологически более ранней теории функционального (равновесного) общества конфликта и различия интересов не признается, а острые противоречия считаются следствием неэффективного функционирования [4, с.33].
С точки зрения теории конфликта, градостроительная деятельность это прикладной случай инновационного конфликта – между целями и средствами достижения целей субъекта управления, которым являлось ранее государство, а сейчас – инвесторы, девелопперы и другие лица. В качестве средств в области градостроительства выступает градостроительная ситуация. И невозможность осуществления целей с помощью исходной градостроительной ситуации запускает процесс ее изменения – процесс градостроительного проектирования. Результатом проектирования является проектная ситуация, удовлетворяющая целям субъекта управления, а следовательно являющаяся разрешением конфликта. Эта схема является универсальной и реализуется как в равновесном обществе – ситуации одного субъекта управления, так и в конфликтном. Различия появляются при рассмотрении структуры градостроительной ситуации (рамки «опорного» и «генерального» планов на рис.1 и рис.2).

Рис.1. Градостроительная деятельность в равновесном обществе
С.у. – субъект управления, Ц – цель субъекта, П.о. – пространственный объект, Пр.о. – проектируемый объект
В функциональном обществе в силу однотипности интересов, градостроительная ситуация полностью совпадает с пространственным объектом, с помощью которого субъект управления достигает целей. И задачей проектировщика является соотнести пространственный объект с позицией, предъявляемой в виде нормативов (СНиП) и ранее заявленных мотивов (в виде генеральных планов и других документов). Иных, кроме субъекта управления, позиционеров в этой структуре не существует.

Рис. 2. Градостроительная деятельность в конфликтном обществе.
С.у. – субъект управления, Ц – цель субъекта, П.о. – пространственный объект, Пр.о. – проектируемый объект, С.с. – социальный субъект
Как видно из определения, опубликованного в Градостроительном кодексе, устойчивое развитие предполагает сопряжение с пространственным объектом (территорией) как минимум двух социальных субъектов – настоящего и будущего поколений, а также позиции эколога. Таким образом, в структуре градостроительной ситуации в конфликтном обществе кроме пространственного объекта появляется множество позиционеров – социальных субъектов и их проектов по отношению к пространству, а также связи между всеми элементами. Совместимость тех или иных элементов ситуации и определяет ее состояние – конфликтное или бесконфликтное. Качественно это отражается на связях между элементами, которые могут быть сбалансированными – синергетическими или антагонистическими, и конфликтными – выражать структурный дисбаланс (моделирование ведется в рамках исследований В.А.Светлова [5] и подхода структурного баланса [4,с.73]).
Задачей градостроителя в этом случае становится (а) предъявление позиций различных социальных субъектов в проектном пространстве, (б) выработка позиции экcперта и (в) соорганизация различных позиций в градостроительной ситуации с целью обеспечения как целеполагания субъекта управления, так и учета интересов других социальных субъектов. Соорганизация ведется как путем корректировки позиций, так и работой со связями между ними.

Рис. 3. Виды градостроительных конфликтов по типу взаимодействующих элементов.
Так как элементы градостроительной ситуации можно разделить на три группы – социальные (субъекты), пространственные (объекты в виде физического пространства и проектов), связи; то можно выделить три типа градостроительных конфликтов (диагностируемых в градостроительной ситуации несбалансированных связей) – между пространственными объектами («пространственные»), между социальными субъектами и пространственными объектами («социально-пространственные») и между социальными субъектами («социальные»). Опыт работы с социальными конфликтами уже накоплен в области конфликтологии и социологии. Практика вмешательства конфликтологов в градостроительные проекты на уровне гуманитарного сопровождения ведется более 10 лет в Москве [6] и Санкт-Петербурге [7]. Участие социологов позволяет диагностировать потенциальные социальные и социально-пространственные конфликты. Технология по разрешению пространственных конфликтов не описана, хотя морфология пространства с точки зрения социологического подхода встречается в работах К.Линча [8] и Р.Сеннета и некоторые практики в этой области существуют.
Традиционный подход градостроительной деятельности сложился в рамках теории функционального общества. Новые подходы в настоящее время только вырабатываются: это и включение гуманитарного блока в предпроектное исследование (Александров Ф., Постоленко И., Чернова Е. [7]), информирование населения (Цой Л.Н. [6]), социально-демократические процедуры (Е.Ещина [9]), средовой подход (В.Л.Глазычев [10]), организационный подход (В.Никитин [11]). Однако большинство из них не охватывают градостроительной деятельности в целом и являются либо частными технологиями (практиками) по диагностике и разрешению отдельных видов конфликтов, либо предлагают модель градостроительной деятельности, в которой недостаточно предъявлены собственно градостроительные конфликты.
Следовательно, для работы с территориями в рамках экологического подхода, обеспечивая устойчивое развитие, необходимо формирование новой, конфликтологической концепции градостроительной деятельности, позволяющей решать как традиционные задачи по выходу из инновационного конфликта, так и диагностировать и работать с конфликтами внутри градостроительной ситуации.
Литература
Большой Энциклопедический словарь, режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/333894
Россия: принципы пространственного развития (Доклад Центра стратегических исследований ПФО).- 2004. Режим доступа: http://glazychev.ru/projects/2004_ProstRazv/2004_DocladProstRazv.htm
Градостроительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2008 года).- Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.- 143 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд.- Спб.:Питер, 2008.- 544 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – Спб.: Питер, 2005. – 540 с.: ил.
Цой Л.Н. Градостроительные проекты: социологи в зоне городского конфликта. Режим доступа: http://www.conflictmanagement.ru/text/?text=158
Александров Ф., Постоленко И., Чернова Е. Корпоративная образовательная программа «Стажировка в градостроительном проектировании// Кентавр № 32 (ноябрь 2003). Режим доступа: http://www.circleplus.ru/circle/kentavr/n/32/3/text#_ftn1
Линч К. Совершенная форма в градостроительстве/ Пер. с англ.В.Л.Глазычева; Под ред. А.В.Иконникова.-М.: Стройиздат, 1986.- 264 с.: ил.
Ещина, Е. В. Социально-демократические методы соучастия в градорегулирующей деятельности архитектора (на примере города Пензы) [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. архитектуры :18.00.01 / Е. В. Ещина. — Н.Новгород, 2004. — 24 с. : ил. — Библиогр.: с. 22-23 (14 назв.). —
Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. -М.: Издательство “Ладья”, 1995. Режим доступа: http://glazychev.ru/books/gorodskaya_sreda/gorodskaya_sreda.htm
Никитин В. А., Никитина Н. Н. Принцип города: организационное представление. Тольятти, 2000. С. 26