Обзор стилей в архитектуре Омска

Формат: лекция+беседа

Хронометраж: 1 час лекции + 1 час дикуссии

Аудитория: горожане, журналисты, любители архитектуры, студенты младших курсов

Требования к месту: проектор, экран, ноутбук, чтение PDF, флипчарт или белая доска, маркеры, места для слушателей (формат “театр” или “круглый стол”)

Организатор: Игорь Федоров

Место: Союз предпринимателей в Омске (Ленинградская площадь), 13 октября 2012 года.

1. Эта лекция не претендует на то, чтобы быть источником экспертного знания об истории архитектуры Омска или об истории стилей.

Ее цель – дать общее представление о направлениях, в рамках которых велась застройка города. Поэтому поставлено несколько задач – рассказать о стилях в общем, назвать некоторые примеры, обозначить их контекст, указать на основные характеристики. Большей частью эти характеристики касаются внешнего вида, но нужно понимать, что в действительности архитектурный стиль и облик здания это лишь малая часть его программы, которая выходила далеко за рамки строительства и оформления, но касалась как правило также и интерьера, моды (одежды), кулинарии, театра и литературы, музыки и паркового искусства.

В данной, весьма вольно изложенной лекции я коснусь лишь архитектуры, экстерьера ограниченного числа объектов, и практически не затрону влияния стиля на деревянную застройку, а также на структуру города, что может стать предметом отдельных не менее интересных бесед.

Отдельно поблагодарю Игоря Федорова за повод и организацию лекции, а также Жанну Хахаеву,Игоря Коновалова, Владимира Кунгурцева, Виктора Корба, Татьяну Ильину, Евгения Бойченко, Светлану Дубченко, Татьяну Дубовскую и других (прошу прощения за незнание имен) за посещение и посильное участие в беседе.

омск-стиль2

 

2. Из школьной программы или общего понимания истории искусства, истории архитектуры известна периодизация крупных стилей — от египетского периода, античности, романской и готической архитектуры, возрождения через барокко, классицизм, эклектику к модерну, современному движению (функционализму, интернациональному стилю, модернизму) и постмодернизму. Это условное разделение, которое существует в международном и российском архитектуроведении. Основание Омска на этой временной линии приходится на расцвет барокко. Самые ранние сохранившиеся каменные постройки — на переход от барокко к архитектуре классицизма. На сфотографированном фронтоне указана дата — 1792 год, надеюсь она оригинальная.
омск-стиль3

3. Если строить хронологию развития архитектуры Омска, ее следует поместить (упрощенно) в исторический контекст, поэтому верхняя полоса — это правители, с действиями которых иногда связано развитие тех или иных архитектурных стилей, даты, важные для города — первая деревянная крепость, вторая — каменная, план Вильяма Гесте, выполненный после пожара 1823 года и утвержденные в 1829 году, который задавал планировочную структуру города, упразднение военной крепости, которое позволило создать впоследствие Любинский проспект, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которое дало экономический импульс для развития торговли и производства в городе. Белый Омск — период, когда центральная часть города наполнилась столичными смыслами. Индустриализация — рост городского населения и развитие промышленных площадок Сибметаллстроя. План социалистической реконструкции в формате генплана города 1935 года, эвакуация в период Великой отечественной войны, вторая волна индустриализации — все это влияло на градостроительное развитие и корректировало стилевые программы в том числе.
Вторая полоса демонстрирует сложившуюся периодизацию стилей (тоже упрощенно) в России, в верхней ее части — Романтизм, Русский стиль, Модерн, Функционализм (Конструктивизм), Поздний модернизм, построенные на неклассической базе, в нижней — Барокко, Рококо, Классицизм, Эклектика и Сталинский стиль, которые основывались на греческом, римском, палладианском и прочем «не-варварском» наследии Европы.
Так как сохранившиеся постройки датируются позднее основания города, то можно считать, что некоторые стили приходили в Омск с запозданием до середины 19 века. После — эклектика, модерн, функционализм и прочие шли одновременно с развитием из в архитектуре России и Европы. Короткий период сталинского ампира начался с «перелома», связанного с волюнтаристскими решениями, о которых будет сказано позднее. Между стилями есть и переходные этапы, они хорошо видны в 1930-е и 1950-е годы — это постконструктивизм, который иногда был следствием декорирования плоских фасадов, либо трансформации выполненных проектов и переход 1956 года, примером которому может служить ДК им.Малунцева, колонны которого были уже возведены, а после постановления об устранении излишеств — снесены и Дворец оформлен уже в модернистской традиции с большой плоскостью остекления и художественной обработкой стен.
Нижняя полоса слайда демонстрирует лишь индексно тех архитекторов, которые работали в городе в различные периоды его развития. В верхней ее части — внешние по отношению к Омску мастера — петербургские, московские, остальные — прожившие в городе часть своей жизни. Архитектура Омска все-таки не анонимна и у многих зданий выявлены авторы. Современная архитектура практически всегда создана по авторскому проекту.
омск-стиль4

4. Чтобы ответить на вопрос к какому стилю относится то или иное здание, а именно это является предметом настоящей «беседы», я бы предложил обратить внимание на его местоположение. Центральное ядро города Омска, территория второй крепости относится к началу 19 века, пожар произошел в 1823 году, соответственно застройка после этого периода может располагаться на территории бывших форштадтов, она тяготеет к улицам Ленина, Красный путь. К концу 19 века была упразднена крепость и появляется застройка Любинского проспекта. В начале 20-го застраиваются ул.Орджоникидзе, Лермонтова, Пушкина, Гагарина, Красный путь, Тарская. С развитием промышленности развиваются заводы — Сибметаллтрест, Судоремонтный, Мясокомбинат, продолжается развитие Ленинска (еще как отдельного городка) и в этой местности появляется соответствующая застройка — жилые кварталы, общественные здания заводоуправлений, больниц, домов культуры. Важно, что на этой карте нет еще мостов — Ленинградского и Комсомольского, а потому можно понять где именно искать застройку 1950-х годов (пр.Маркса, ул.Гагарина, ул.Герцена и ул.Богдана Хмельницкого, а также — Городок Нефтяников). Жилой массив Волочаевский застраивается в 1970-е годы, ул.Маяковского, ул.Маршала Жукова и Масленникова — в 1980-90е. В центральной части постройки позднего модернизма представлены точечно, но занимают достаточно большие объемы — целые кварталы.
омск-стиль5

5. Итак, ранние из сохранившихся каменных построек города искусствоведы относят к стилю Барокко — причудливому, свободному, но тем не менее наследующему классические формы наравне с изобретением других. В здании гауптвахты, датированном 1789-м годом, мы видим ризалит, у которого выделен руст, на него поставлен в принципе дорический портик с пилястрами, завершенный треугольным фронтоном. Но форма наличников, в меру свободная, с полукружием сандрика выдает принадлежность к другому стилю. В здании Кирхи (ныне — здание музея МВД), фронтон которой мы видели на первом слайде, окна также оформлены достаточно вольно, столь же причудливо обработаны углы постройки — скругленные, сложно оформленные. При этом композиция плана зданий — симметрична, на фасаде выделяется тектоника — тяжелого низа, легкого верха, постройка завершается антаблементом, более или менее схожим с античными или ренессансными образцами. Оба здания обозначают границы крепостного плаца.
омск-стиль6

6. Следующим крупным стилем, постройки которого сохранились является классицизм. Кадетский корпус (1826 год) и Никольский собор (1830-40) отличаются строгостью форм. Их архитектура воспроизводит античные или итальянские образцы: в портике Кадетского корпуса мы видим применение ионического ордера, соответствующего ему антаблемента, использован треугольный фронтон. Размеры деталей – ширины колонн, интерколумния (расстояния между колоннами), архитрава (главной балки в антаблементе – сложной конструкции между капителью – завершением – колонны и фронтоном), величина энтазиса (утонения) колонн и другие пропорции ордера регламентированы в трудах теоретиков и превращены в каноны. Эти каноны распространяются в России посредством образцовых проектов. В Омске использован проект А.Захарова (для одного из зданий кадетского корпуса). Считается, что проект Никольского собора основан на рисунке архитектора Стасова. Архитектура классицизма отличается регламентированностью, иногда излишней строгостью – сравните оконные обрамления Корпуса и барочной кирхи. Характерной чертой является симметричная композиция в плане.

омск-стиль7

7. Несколько отличался по происхождению Русский стиль. Считается, что он прошел в своем развитии три этапа – первый начался в 1830-м с разработок архитектора Константина Тона. По всей видимости это была попытка определения национальной идентичности на материале византийской и древнерусской архитектуры, этот период называется русско-византийский, основными постройками периода являются Московский вокзал в Санкт-Петербурге и Большой кремлевский дворец в Москве. Храм Христа-Спасителя также относится к этому периоду. Второй этап приходится на вторую половину 19 века и связан с архитектором И.Ропетом. Третья стадия развития стиля, именуемая “неорусским” относится к началу 20 века и по времени совпадает с модерном. В Омске можно выделить постройки второго – к нему скорее относится здание Городской думы, в котором отражены и черты сибирского барокко, и шатровой архитектуры, и третьего этапов – церковь на территории военного госпиталя (арх.фон Гоген) и по датировкам и по решению соответствует этой манере. Из деревянных к этому стилю определенно относится особняк Штумпфа, хотя деревянное зодчество не рассматривается в этой лекции. Неорусский стиль можно определить по не-классическому решению карнизом (отсутствуют ссылки на античные образцы), воспроизведение деталей, характерных для русской архитектуры 16-17 века – шатровых храмов, теремов, палат. К таковым можно отнести “гирьки” – подвешенный камень между сдвоенными окнами, “дыньки” – решение балясин, которые можно видеть на фасадах церкви, шлемовидную форму арочных проемов окон, оформления лопаток, сочетание краснокирпичных и беленых поверхностей.

омск-стиль8

8. Эклектика как метод работы архитектора существовал наравне с неостилями середины 19 века. Среди неостилей можно упомянуть неоренессанс, необарокко, неоготику, которые воспроизводили формы прошлого в современных материалах и технологиях. Эклектика отличалась тем, что архитектор смешивал формы, орнаменты разных стилей в одном здании. Более того, приводится тезис, что для нее характерно соединение пространственной структуры с не свойственным ей фасадным оформлением. Застройка Любинского проспекта, в частности – кинотеатр Художественный (ныне – Органный зал), гостиница Россия (ныне – реконструируемая гостиница Октябрь), здание Медицинской академии – соответствуют этим определениям. На фасаде по ул.Партизанская мы видим сочетания элементов барокко, классицизма, модерна. На угловом фасаде медицинской академии есть и классические детали и строенное окно под арочным проемом из русско-византийской манеры Тона, завершается композиция то ли барочным, то ли модерновым аттиком. В этой манере работал Иллиадор Хворинов, автор зданий Драматического театра, Торгового дома Шаниной, гостиницы Октябрь.

омск-стиль9

9. Конец 19 века ознаменовался формированием самостоятельного стилевого течения – “модерна”. Он был основан на антиэклектическом порыве и базировался на романтических, восточных и других традициях. Главным отличием стала композиционная целостность, появление необычной напряженной изогнутой линии в фасадах, внимательное отношение к используемым материалам, применение технических новшеств, которые позволяли изменить строение фасадов – достичь больших плоскостей остекления, использовать металлический каркас; декоративная обработка конструктивных элементов – стен, колонн, балок, изменение роли оконных переплетов, рисунок которых стал проектироваться совместно со стеной. В Омске к этому стилю относятся постройки начала двадцатого века, в основном частные дома и конторские здания. В здании конторы АО Эльворти, которая занималась поставкой сельхоз.оборудования, отчетливо видны черты стиля – это и криволинейное решение аттика (части стены здания над верхним этажом), использование кованых деталей, глазурованного кирпича, штукатурки и лепнины на одном фасаде; характерный рисунок цветочного орнамента, несколько напоминающая средневековый замок общая композиция комплекса (со складом), напряженная форма чуть скошенных башен, сложное решение угла в верхней их части. Особняк по ул.Певцова отличается тем, что там просто нет углов – они скруглены, а карниз решен не так явно как в классических и неорусских постройках, которые мы видели ранее. Дом Печокас демонстрирует сочетание различных материалов (штукатурки, глазурованная плитка), уникальные в контексте истории архитектуры декоративные решения оконных переплетов, использование керамического панно для украшения фасада, характерные графические решения – растительный орнамент, изображение цветов.

омск-стиль10

10. Это фотография-загадка. Требуется назвать стили, элементы которых видны на фасаде этого здания. Дом Сорокиных был построен в начале 20 века в две очереди, этим определяется сочетание на фасаде двух или трех различных направлений.

омск-стиль11

11.  Завершает картину эпохи историзм (неоклассицизм), отличающийся от модерна тем, что воспроизводил античные и ренессансные формы, а от эклектики – тем, что внутренняя и внешняя структуры здания были хорошо связаны между собой. Над проектами представленных зданий работали столичные, петербургские архитекторы – конкурс на фасад здания управления железной дороги выиграл Ф.Лидваль, а здание об-ва Треугольник построил В.Веревкин. В композиции здания управления явно читается симметрия, трехчастное вертикальное деление фасада, есть колонный портик, фланкирующие ризалиты завершены треугольными фронтонами. Здание по ул.Либкнехта скорее всего воспроизводит формы итальянского возрождения – улиц Виченцы или Флоренции. В 1914 году началась первая мировая война, в 1917 произошла революция, позже была война гражданская. Омску повезло, скульптурное убранство многих зданий выполнено чехом Винклером, обогатившим строгий классический облик аллегорическими изображениями. В этот период Омск стал столицей белого движения и неоклассические постройки были частично достроены и использовались для размещения органов новой власти. Однако новизна модерна и размах историзма не получили своего развития.

омск-стиль12

12. Революция привела к власти людей другого толка, и сформировала запрос на “новый тип общества”. “Новое общество” нуждалось и в иных формах архитектуры – не-царской, не-буржуазной, а советской, демократической, народной, пролетарской. Поиски стиля начались в 1920-х и одним из изобретений стал функционализм, как его позже стали называть в Европе. “Форма следует конструкции, конструкция – функции здания”. Параллельно развивался и другой подход – “рационализм”, однако не получивший возможности реализации в архитектуре, но был продемонстрирован в градостроительстве. Если классицистические стили основаны на статике, декорировании фасада, симметрии объемного решения, модерн – на динамике изгиба, то конструктивизм пришел к гладкой плоскости железобетонной стены, каркасной конструкции здания, ленточному остеклению, плоским кровлям как основным своим характеристикам. В силу недостатка строительных материалов эстетика железобетона воспроизводилась в кирпиче и штукатурке. Угловое остекление, вертикали акцентированных лестничных клеток, цилиндрические формы – также явные признаки стиля. В Омске его разрабатывала группа архитекторов – П.Русинов, С.Игнатович и А.Огородников, сформировавших местную бригаду Общества современной архитектуры. Среди построек – Ветеринарные клиники, институт физической культуры, жилой комбинат (ул.Маяковского). Важно отметить, что за объемно-планировочным решением этих зданий стоит функциональная программа, представленная в пространстве. Это можно понять, посетив ветеринарные клиники – акцентирован вход в здание, напротив лестницы – коридор, который связывает несколько корпусов, в полукруглой части расположены операционные, которые хорошо освещены. Конструктивизм является одним из немногих стилей, рожденных в России. Параллельно с советскими архитекторами его теорию разрабатывали в Голландии, Германии и Франции. Основные постройки начали реализовываться во второй половине 1920-х, в Омске – в 1929 –1934 годах. Дома культуры, больницы, фабрики-кухни, школы и жилье (например – множество домов в Ленинске) строились как часть новой системы бытового обслуживания, иногда в формате социалистических городков (в Омске соцгородков конструктивистского периода нет, они появились в 1930-е годы иногда полностью, иногда реализованные фрагментарно).

омск-стиль13

13. Это слайд-загадка. Здесь изображены здания, стиль которых следует определить. Они построены на рубеже между конструктивизмом и следующим этапом развития советской архитектуры (в “демократических” странах Европы этого периода не было, похожий переход свершился в тоталитарных режимах Германии и Италии). Стадия на которой конструктивистские здания получали декоративную обработку в духе классических образцов называют “постконструктивизмом” и в Омске есть множество примеров этого переходного стиля. На слайде – здание Сибниисхоза, жилой дом на ул.Тарская. Перелом в стиле связан не с модой, как это было в 19 веке и не с революцией, на которой иссяк капиталистический модерн. Эта смена стала результатом вероятно волюнтаристского решения, принятого в начале 1930-х годов. После сноса храма Христа-Спасителя в 1931 году был объявлен конкурс на проект дворца Советов. В нем приняли участие советские и зарубежные архитекторы (например – Ле Корбюзье), проекты разрабатывались и в современном (функциональном) и в классическом стиле.  Первую премию получил неоклассический проект, выполненный арх.Гельфрейхом, Щуко и Иофаном. С этого момента считается, что конструктивизм прекратил свое существование, а его сменил “сталинский ампир”.

омск-стиль14

14. Одним из ярких примером сталинского ампира в Омске является “Серый дом” – здание УФСБ, построенное по проекту Е.Семенова. Оно отличается возвратом к классической традиции – тяжелый руст первого этажа, колонный портик на три этажа в переработанном коринфском ордере (колонны с пятиугольным сечением), на колоннах лежит антаблемент, как это полагается, композицию завершает башня. Строгое оформление оконных проемов, определенная тяжеловесность характеризуют эти постройки. В сталинском ампире решены здания по пр.Маркса (Дом со шпилем, Ленинградская площадь, площадь Серова), по ул.Партизанская, ул.Богдана Хмельницкого, Дом Культуры Строителей в городке Нефтяников. Хронологически постройки обычно относятся к 1935-1956 году с небольшими отклонениями. В оформлении используются различные образцы из классических стилей – ампира, возрождения, римской или греческой античности с частичным соблюдением канонов или изобретением собственных (как это делали в мастерской Жолтовского в Москве). Этот стиль начался с волюнтаристского решения, в принципе им и закончился – после смерти вождя и развенчивания культа личности появилось постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве (1956 год). В связи с этим определился возврат к функциональному стилю с одной стороны, а к классическим зданиям иногда применялись репрессивные меры – лепные детали сбивались, проекты в срочном порядке изменялись. Так произошло, как я уже упоминал, с Дворцом культуры им.Малунцева, который лишился колонного портика уже на этапе строительства. Здания переходного периода можно отличить по незаконченному декору и по симметричной композиции, скатным кровлям, характерным для ампира.

омск-стиль15

15. Современное движение (Modern movement), интернациональный стиль (international style) – такие наименования этот период получил в Европе и Америке, где это направление не прерывалось с 1930-х и получило дальнейшее развитие. На его базе в капиталистических странах появились и метаболизм (япония), брутализм (англия), а в дальнейшем – хай-тек и другие трансформации. В Советском союзе возродился модернизм, сначала в достаточно скромном формате, о котором свидетельствует здание ТЮЗа (1967, арх.Н.Белоусова, Н.Стужин, Гипротеатр), унаследовавшего явно черты виллы Савой (арх.Ле Корбюзье)  — ленточное остекление, параллелепипед объема, асимметрия входа, возможность пройти во внутренний двор, достаточно зеленый. С другой стороны считывается функция – высокий объем сценической коробки об этом свидетельствует. Большая плоскость остекления и плоская же стена, отсутствие акцентированного карниза – все это откат к 1920-м. Масштабность здания. которое занимает целый квартал (в сравнении с маленькими частными владениями в эпоху модерна) – также свидетельство своего времени, эпохи, когда вся земля принадлежала народу.

омск-стиль16

16. Здание Музыкального театра (1967-1980е, арх.Д.Лурье, Н.Белоусова, Гипротеатр, интерьеры – А.Каримов, В.Десятов) демонстрирует изменение тектоники здания в рамках позднего модернизма, постройки стремятся вверх, появляется довольно серьезное вертикальное измерение, объем строится уже на весьма крупных формах и сложных инженерных решениях. В здании театра это и имитация вантового покрытия зала, сложная форма торцевых стен, довольная большая консоль (козырек, в который спрятано фойе на втором этаже. Эта постройка показывает, что стиль не ограничивается экстерьером (обликом) здания, но пронизывает и интерьер – решение потолков, декоративное оформление кафе, светильников, покрытий стены отражает свое время и связано с определенной идеей космоса, представленной в общей композиции.

омск-стиль17

17. Столь же целостным было до недавнего времени здание Торгового центра “Омский” (институт Гипроторг, арх.Ю.Земцов). Сейчас частично реконструированы интерьеры, заменены двери. Это здание имеет уникальное на территории России пространственное решение – террасную структуру залов, закрученную вокруг пассажа. Архитекторы работаю в первую очередь с пространством, а не с декорацией стены или мелкой деталью как в классических стилях или в ампире. Для торгового центра основными решениями стали кессонные потолки, использование природного камня, облицовочного кирпича в сочетании с белеными деталями, белыми панелями покрытия и стен, и остекленных фонарей для верхнего освещения. Использование контрастной красно-белой гаммы характерно для 1980-х (сравните с Президент-отелем или инженерным корпусом Третьяковской галерее в Москве), что, вероятно, связано с попыткой включения национальных мотивов в современном прочтении.

омск-стиль18

18. В завершении слайд-загадка. Часть из этих зданий решена во вполне определенном стиле, другие – сочетают несколько, о чем можно узнать, рассматривая детали.

П.С.пояснения к наименованиям стилей на слайдах изъяты из словарей Яндекса, а именно – Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства, В.Г.Власова, 2004-2009 , но не рекомендую им пользоваться.