Завершая цикл об архитекторах Пиренейского полуострова, мы решили представить зодчего, который находится в стороне от звездной архитектуры, хотя он признан во всем мире и на родине. Португальский архитектор Алваро Сиза считает, что здания не должны соответствовать динамике истории. Хороша архитектура стабильная, которая подобно маскарадному костюму неизменна во времени, но содержание ее легко трансформируется.
При этом в его рассуждениях стабильность – это не статичность. Она недвижима только по отношению ко времени – оно меняется, а архитектура остается. Для него важна ясность формы. Понятность и простота опять же не в эстетике, а в строении. Некоторые его здания легко препарировать, разложив на составляющие пространства и ощущения, но фрагментарность этих построек не связана с постмодернистской игрой в историю архитектуры. Так Алваро Сиза формально пользуясь словарем звездного зодчего, вкладывает в отдельные термины свой смысл. Под общепринятой маской модерниста скрыт удивительный художник, создающий вневременные объекты. От роли создателя нового он отказывается: архитектор трансформирует существующее, структурирует настоящее. Он тщательно изучает современное состояние участка, определяя необходимые изменения, всматривается в историю, чтобы будущая постройка соответствовала духу места и была понятна жителям прилегающих территорий. В его практике есть проекты жилых районов, школ, церквей, общественных пространств. Виллы и частные дома, которые публиковались в мировой прессе, принесли ему известность в элитарных кругах.
Если посмотреть на его постройки, то они во многом схожи с традиционными представлениями – такой архитектурой без архитектора – при этом они имеют привнесенные новые качества, которые связаны с кругозором автора. У него богатый опыт восприятия различных пространств, эти знания привнесены в различные объекты – знания специфические – впечатления от виллы Саввой Ле Корбюзье, или построек Аалто (финский архитектор, представитель органического направления), знания эмоциональные – впечатление от венецианских набережных и классических портиков. Монотонная колористика зданий Алваро Сизы ассоциируется с пространствами церквей и монастырей.
Среди предшественников архитектора называют и Ле Корбюзье, и Алваро Аалто и Райта. Актуальной для него остается живопись кубизма – работы Жоржа Брака и Пабло Пикассо; в чем он близок американскому архитектору Франку Гери (автор танцующего дома в Праге и Концертного зала Уолта Диснея). Препарирование реальности, которым увлекались художники 1910-х годов, разрушение картины мира у Сизы является только частью творческого процесса, в противовес деконструктивистам. Он изучает эти фрагменты, составляя из них потом строгую иерархическую систему, в которой каждая деталь имеет свое собственное место – беспорядочное он структурирует, что противопоставлено случайности современной архитектуры.
С Аалто Сизу связывает отношение к контексту. Финский архитектор строил здания в содружестве с природным окружением, внимательно изучая ландшафт, при этом используя конструктивистскую эстетику. Заха Хадид также рассматривает контекст, фиксируя динамику. Сиза изучает множественность окружения – его историю, положение в городе, в отношении своих ассоциаций, в функциональном отношении. Он трансформирует часть города, сохраняя и улучшая качества общественных пространств. И это делается на более высоком, чем визуальный, уровне. С помощью пространственных приемов – сужением, расширением, освещением или затенением – он влияет на человека-посетителя. При таком глобальном подходе – начиная с города и окружающего пространства, Сиза доходит в своей работе до мелочей: в общепринятом смысле это мебель и элементы декора, в специальном – он уделяет большое внимание конструированию здания – балкам, колоннам, перекрытиям и так далее – узлам их сочленения. При этом его архитектура никак – ни визуально, ни фактически – не соотносится с хай-теком, он использует классические материалы – дерево, металл, бетон и камень, стены зданий оштукатурены и окрашены. Можно подумать что методы строительства – обычные, ремесленные, пришедшие из позапрошлого века, но тот факт, что в его мастерской после концептуальных эскизов переходят к крупномасштабным макетам, изобретению новых вариантов конструкций, которые позволяют сохранить свежесть и непосредственность идеи архитектора, свидетельствует об обратном. Внимание к деталям определяет и взаимодействие объекта с человеком – как и у Карло Скарпы, у Сизы ценность имеют цвет и текстура, фактура и материал поверхности, путь солнечных лучей или отраженного света. Для него важны климатические особенности места: организацией пространств посетитель защищен от неблагоприятных природных явлений.