критерии студенческого города

Определение критериев для составления сравнительного исследования лучших студенческих (университетских) городов России (реферативный обзор зарубежных источников)

Рабочие определения университетского города

Университетские города, подобно другим типам мегаполисов, крупных городов, участвующих в конкурентной борьбе за аудитории, горожан или мигрантов, подвергаются оценке и включены в собственные рейтинги, классификации, сравнительные исследования.

Анализ литературы и публикаций позволяет выделить общие требования к выделению специфических университетских или студенческих городов — наличие более одного известного университета (QS[i] учитывает присутствие университета в своём списке, присваивая баллы соответственно позиции в мировом рейтинге), минимального количества студентов (7500 в американском[ii] рейтинге, 10000 в британском[iii]), минимальной доли студенческого населения относительно городского (5% в британском рейтинге).

Видение Идеополиса[iv] (2006) разрабатывается на основе сравнительного исследования городов Британии и его понятие включает характеристики университетского города.

Идеополис — видение устойчивого наукоемкого города, который определяет экономический рост в более широком урбанизированном регионе. Оно предоставляет городам рамку для развивающихся наукоемких индустрий, которые будут экономически успешны и улучшат качество жизни. Города выигрывают от использования концепции Идеополиса, повышая свою наукоемкость. Высокая доля наукоемких производств и рабочих мест приводит к экономическому успеху и может улучшить качество жизни местных жителей.

Характеристики: Высокие экономические показатели, диверсифицированная производственная база, включая особые ниши для специалистов; один или несколько университетов, состоящих взаимовыгодных отношениях с городом, приводящих к производствам, построенным на исследовательских преимуществах, трансфере науки бизнесу и удержании выпускников; сильная коммуникационная инфраструктура и хорошие транспортные связи как внутри города, так и между городами, включая воздушные, железнодорожные и автомобильные; особое долгосрочное предложение «города знаний» инвесторам и физическим лицам, представленное лидерами публичного и частного сектора; стратегии, обеспечивающие выигрыш всех сообществ от экономического успеха, связанного с наукой.

Количественные показатели включают следующие доли: 17-25% местных производств должны быть наукоемкими для существенного эффекта от экономики знаний. 14% рабочего населения должны занимать управляющие позиции, а 19-29% их сотрудников должны иметь высокую квалификацию.

F.Carillo[v] (2015), объединяя понятия “знаний” и “города” в общую сферу, указывает на разнообразие представлений о городе знаний (knowledge-city). Город знаний может восприниматься как конгломерат технологических, академических, культурных, научных и инновационных способностей в городах и регионах, используемых в качестве двигателей экономического роста. Так, технологический квартал, университетский кампус, креативное сообщество, культурное учреждение, инновационный хаб или научный парк рассматриваются как наукоемкие территории, повышающие городскую и национальную конкурентоспособность. В то же время, наука, образование и инновации делают свой вклад в территориальный профиль, основанный на знаниях. Эта идея отражена в модели Треугольника знаний, и в более широком смысле — в концепции knowledge-based development, объединяющей множество многомерных знаний о городе и инициатив. Другой угол рассмотрения — города знаний привлекают высокопродуктивных и образованных людей. Также достаточно популярна ассоциация города знаний с емкостью информационных и коммуникационных технологий, умными городами и цифровыми территориями.

Оценка развития в рейтингах, классификациях, сравнительных исследованиях

Рейтинги студенческих городов, выявляющие конкуренцию на мировом и национальном уровне “QS Best student cities[vi]” и “2015’s Best & Worst College Cities & Towns in America” оперируют группами показателей. QS включает такие разделы как университетский рейтинг, студенческий микс, привлекательность города, активность работодателей и доступность жизни в городе, многие данные взяты на основе индексов сторонних разработчиков (mercer, pwc, transparency international), которые могут быть недоступны для средних городов (авторы рейтинга указывают, что лучшие университеты стремятся в большие города, впрочем, в рейтинге 2016 есть ряд городов с численностью менее 1 млн человек) и необходима оценка веса таких показателей в общей сумме рейтинга отдельного города. Американский список студенческих городов[vii] учитывает состояние кошелька, ориентированность среды города на молодежь и возможности (в том числе — трудоустройство, качество обучения).

Попытки классификации и сравнительного исследования, выделения трендов предприняты для европейских городов и городов Британии, их авторы формулируют критерии для качественного описания городов с позиции экономики знаний. Британское исследование Ideopolis[viii]’ов основывается на показателях интенсивности экономики знаний (knowledge intensity), величине валовой добавленной стоимости, качественном опросе о качестве жизни и делит города на пять групп — Ideopolis: city-region, Almost Ideopolis, Early stages Ideopolis, Potential Ideopolis, Secondary Ideopolis, но из-за призмы урбанизированных территорий (городов-регионов), исторические университетские города Кэмбридж и Оксфорд попадают в самую нижнюю страту.

Другое исследование[ix] классифицирует города Европы в рамках экономики знаний, выделяя мегаполисы и менее крупные образования — Metropolitan: Knowledge Stars, Metropoles in transition, Knowledge Pearls; Non-metropolitan: Star Technotowns, Technotowns in transition, University Towns, в основе лежит качественное описание развития городов с позиций базы (знаниевая база, экономическая, качество жизни, доступность транспортная, городское разнообразие, масштаб города, социальная справедливость) и деятельности (применение знаний, создание знаний, развитие кластеров роста, организационные мощности, привлечение работников интеллектуальной сферы).

Кампусы

При исследовании отдельных аспектов — взаимодействия университета и города, развития кампусов, авторы формулируют также свой набор общих и частных характеристик, структуру описаний кейсов и городов-участников исследования.

В проекте EUniverCities[x] в качестве общих характеристик заданы — численность населения, студентов, университетов, специализация города и его образовательной сферы, описание кампуса, стратегии и запоминающихся фактов из жизни города и университета. Участники проекта также выработали несколько направлений для выявления и сравнения практик взаимодействия городов и университетов: кооперация для экономического развития, связывание науки и общества, процесс городского планирования, студенческая и городская жизнь, интернационализация.

Международный коллектив авторов[xi] выделяет три направления влияния университета на городское пространство и конкурентные преимущества: создание высокоинтеллектуальных пространств (от новых специфических кварталов до улучшения образовательных и прочих услуг в существующих), вклад в качество городского управления (в том числе — в планирование кампусов и региона), нематериальное развитие города (в том числе — в бренд, вовлечение в стратегические проекты по новому позиционированию города для внешних инвестиций и сотрудников интеллектуальной сферы).

Описывая различные примеры пространственной экспансии университетов на городских территориях, авторы указывают на такие формы как научный парк, научный центр, мини-кампус. В качестве меры по решению проблем взаимодействия город Кембридж (США) и Гарвардский университет ежегодно заслушивают town-gown report[xii] — отчет, в котором представлены финансовые и иные показатели вклада учебного заведения в город, текущие и будущие проекты. Первая часть отчета “Существующее состояние” включает следующие разделы: факультет и персонал, студенты и исследователи, студенческое жилье,здания и земельные участки, нанятая недвижимость, платежи городу, ведомственный транспорт. Во второй части “Планы на будущее” описаны строительные проекты, транспорт, связь и устойчивость развития. Третья часть посвящена взаимодействию со школами Кембриджа, а четвертая содержит ответы на специфические информационные запросы.

Показатели по налогообложению, количеству студентов частично соотносятся с методами оценки влияния университетов на экономику города или региона, в котором они расположены. Л.Борисова и О.Лешуков приводят два типа оценки — экономического влияния и навыко-ориентированный подход. Экономическое влияние определяется следующими показателями: средства, потраченные студентами и преподавателями-нерезидентами города на проживание в городе, налоги, уплачиваемые университетом, его сотрудниками и, аффилированными с ВУЗом, бизнесом и организациями, в городской бюджет, стоимость бизнеса, в котором университет является собственником или соучредителем, стоимость недвижимости, принадлежащей бизнесу, связанному с университетом; размер депозитов, сделанных университетами, сотрудниками университетов и студентами в местных банках, государственная и федеральная поддержка университетов, количество и стоимость рабочих мест, созданных университетом и благодаря университету. Навыко-ориентированный подход ориентируется на разницу уровня зарплат более образованных и менее образованных работников, оценку налоговых поступлений от более высокой зарплаты более образованных сотрудников. Влияние на средовое развитие Москвы авторы оценивают, рассматривая сеть образовательных учреждений как работодателя, точки притяжения студентов из других регионов и городов, канал повышения человеческого капитала и совокупность хозяйствующих субъектов.

Выполненное коллективом ZTU[xiii] сравнительное описание современных кампусов (девиз, время основания, площадь участка, площадь помещений существующих и планируемых, количество сотрудников, количество студентов, количество проживающих, количество компаний, количество институтов, инвестиции) сопровождается анализом университетов (девиз, время основания, количество сотрудников, студентов, процент иностранных студентов, половое распределение, количество факультетов, крупнейший факультет, количество Нобелевских лауреатов, Годовой бюджет). Текстовое описание включает местоположение, развитие, программу кампуса, морфологию кампуса, описание города. Карты показывают положение в стране и городе, планировочную структуру кампуса, функциональное зонирование.

Е.Дыба[xiv], анализируя влияние университетов (и в частности — кампусов) на формирование городской среды, выделяет следующие критерии описания университета — тип пространственной организации, практики взаимодействия (на низовом уровне субъектов — студентов и горожан), форматы взаимодействия (на уровне администрации университета, представителей власти и бизнеса), субъекты взаимодействия, материальное окружение, освоенное окружение, материальные компоненты среды, а также схемы (на основе опросов) — район, в котором расположен университет и его восприятие как университетского, значимые объекты для горожан и студентов (узлы каркаса района), места студенческого досуга, границы фактической территории, ареалы студенческой активности, ареалы жизнедеятельности горожан в районе университета. Подобные характеристики (на картах — границы и здания кампуса учебного и жилого назначения, коммерция, связанная с кампусом, использование пространства посетителем и сотрудником, транспорт, акватории, озеленение) формулируют отдельные исследователи общественных пространств[xv], прилегающих к кампусам, классифицируя их как площади и бульвары, описывая через местоположение, программу и особенности проекта. Д.Срури[xvi] исследует влияние кампусов на связность прилегающих территорий Кембриджа.

Кампусы в списке всемирного наследия Юнеско

В августе 2016 года опубликован очередной список лучших студенческих городов по версии QS, анализ соседства и наличия объектов культурного наследия ЮНЕСКО показывает, что 33 поселения из 75 имеют такие признаки (объекты находятся в городе или в пригороде), 7 из которых связаны с университетами, и лишь Мехико непосредственно представлено центральным университетским кампусом.

Поиск по базе объектов наследия и выборочный просмотр заявок позволил выявить 28 объектов всемирного наследия, связанных с университетами. Анализ заявок показывает, что университет (учебные заведения и постройки) может быть представлен как часть исторической застройки и входить в границы объекта охраны (Париж, Вена, Прага, Грац, Санто-Доминго, Неаполь, Феррара, Рига, Вильнюс, Пуэбла, Краков, Замосць, Эвора, Охрид, Эдинбург), как часть бренда или нематериального наследия (Краков, Рига), занимать объект наследия (Дарем, Буковина и Далмация), быть частью университетского города (Саламанка, Алькала-де-Энарес) и становиться объектом наследия в качестве университетского городка или комплекса с элементами нематериального наследия (Алькала-де-Энарес, Саламанка, Мехико, Шарлотсвилл, Кордоба, Наланда, Каракас, Коимбра). Из последней категории Наланда является археологической площадкой, остальные объекты целесообразно проанализировать с точки зрения самоописания и критериев всемирного наследия (откорректированных с учетом позиции международного сообщества).

Исследуемые объекты приняты в список по 4 критериям — уникальность культурной традиции и опасность утраты уникального образца традиционного поселения не использованы.

Все объекты соответствуют критерию iv — представляют образец типа строения, архитектурного ансамбля, иллюстрирующего важный этап в истории человечества (в характеристиках показано как идеальный тип “приземляется” реальный город, в качестве идеальных — идея города бога, деятельность иезуитского органа, взаимодействие университетской и городской структур, принципы неоклассицизма, современной архитектуры, идей начала 20 века, которые воплощены в памятниках зодчества).

Большинство отражает важность взаимосвязи человеческих ценностей и развития архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного планирования (критерий ii, показана связь со стилями и направлениями — от классицизма до современных).

Также большинство является произведением творческого гения человека (критерий i, указаны авторы архитектурных и градостроительных решений, коллективы авторов, важно, что в Мехико зафиксировано влияние местных традиций и формирование региональных практик мировой архитектуры и живописи).

У нескольких объектов присутствует связь с событиями или традициями, идеями или верованиями, произведениями литературы и искусства, представляющими собой выдающееся мировое достижение (критерий vi, который рекомендуется сочетать с другими): в Алькала-де-Энарес обнаружили связь с Сервантесом, Монтичелло представляет идеи Томаса Джеферсона. Университет Коимбры в этом критерии отражает влияние и формирование академических традиций.

В утверждении универсальной ценности города и университеты поставлены в исторический мировой контекст, показано как конкретный объект наследия оказывал влияния на значительные территории, сообщества или культуры. Среди анализируемых заявок большинство относятся к определенным историческим периодам (16-18, 20 век), лишь университет Коимбра представлен на всём протяжении — от основания до современного этапа, включая застройку в период второй мировой войны.

Итоги

Суммируя результаты анализа, можно указать, что оценка развития современного университетского города строится исходя из основных групп характеристик и трендов — жизнепригодности (livability), студентификации (studentification), конкуренции в экономике знаний (knowledge economy), конкуренции на рынке высшего образования и пространственного воплощения системы образования, объектов экономики знаний (knowledge based urban development), качество взаимодействия города и университета (town&gown) и вопросы формирования бренда, идентичности, универсальной ценности.

Таким образом, современный университетский город рассматривается в нескольких плоскостях:

1. Как место проживания (с точки зрения качества жизни, социальных критериев, в комплексных рейтингах городского развития);

2. Привлекательность и удобство для студентов (специфическая развлекательная инфраструктура, доступность жизни и рынок временной занятости);

3. Роль в экономике знаний (роль сектора знаний в экономике города с одной стороны, различная деловая активность в экономике знаний, рынок труда и слой высококвалифицированных сотрудников с другой стороны, город как поставщик специалистов на внутренний и внешний рынок);

4. Состояние и качество сети высших учебных заведений, описание сети через отдельные университеты (учреждения и кампусы);

5. Взаимодействие университетов с городом — пространственного, социального, экономического, стратегического.

6. Самостоятельная ценность/идентичность городов (университетских комплексов) как центров университетского образования, научной деятельности, материальная составляющая идентичности (архитектурное и художественное наследие).


[i]http://www.topuniversities.com/university-rankings-articles/qs-best-student-cities/qs-best-student-cities-2016-methodology

[ii] https://wallethub.com/edu/best-worst-college-cities-and-towns-in-america/8974/#methodology

[iii] http://studentcities.uk/university-city-list.html

[iv] Ideopolis: Knowledge City-Regions by Alexandra Jones, Laura Williams, Neil Lee, David Coats, Marc Cowling (2006)

[v] F.J.Carrillo Knowledge-based development as a new economic culture.- Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity (2015) 1:15

[vi]http://www.topuniversities.com/university-rankings-articles/qs-best-student-cities/qs-best-student-cities-2016-methodology

[vii] https://wallethub.com/edu/best-worst-college-cities-and-towns-in-america/8974/#methodology

[viii] Ideopolis: Knowledge City-Regions by Alexandra Jones, Laura Williams, Neil Lee, David Coats, Marc Cowling (2006)

[ix] Willem van Winden, Leo van den Berg CITIES IN THE KNOWLEDGE ECONOMY: NEW GOVERNANCE CHALLENGES, September 2004

[x] Willem van Winden City & University: A Symphony for Progress, 2015

[xi] Paul Benneworth, David Charles, Ali Madanipour Building Localised Interactions Between Universities And Cities Through University Spatial Development

[xii] 2015 Town Gown Report for the City of Cambridge

[xiii] Kerstin Hoeger, Kees Christiaanse (eds.) Campus and the City Urban Design for the Knowledge Society

[xiv] Е.Дыба Влияние университета на формирование городской среды

[xv] Yumi Lee, Gwang Ya Han, Hong-ill Kim The University-City Interface: Plazas and Boulevards

[xvi] Dima Srouri Colleges of Cambridge: The Spatial Interaction between the Town and the Gown