Кристиан де Портзампарк — архитектор, который уделяет большое внимание природе человеческого общения. Возможно, поэтому в его портфолио большое количество культурных центров. В современном мире на первый план выходят встречи и разговоры, и задача зодчего – отразить это в своей работе. Архитектура – в первую очередь публичное (общественное!) искусство, как считает зодчий. И создает для Ренна (на родине Одиль Декк) «Свободные сферы», где соединяет научный центр, библиотеку и музей Бретани. Проектируя «Свободные сферы», автор избежал пустой бюрократичности пространства, сделав его привлекательным и демократичным.
Из его биографии получится отличный сценарий для фильма. Лет десять назад он сыграл бы в нем главную роль – внешность энергичного, целеустремленного архитектора это позволяла. «Парень 1968 года», Кристиан де Портзампарк после творческой революции умерил свой пыл и занялся созданием и реконструкцией городских сообществ, выстраивая среду для жизни согласно природным особенностям человека.
К неотъемлемым свойствам человека де Портзампарк, похоже, относит требование свободы во всем: свободы передвижения, духа и тела. «Не отделяйте душу от тела – человек такое дикое существо. Прошло десять тысяч лет, а ничего не изменилось: люди по-прежнему воюют, только добавился алкоголь и Калашников. Но против этого природного образа дикости мы используем красоту, знание и культуру. В таких условиях город – это джунгли, весьма агрессивная среда, невыносимая и дикая», – вот такой натуралистический взгляд у этого архитектора. Однако он говорит о мечте и о счастье, которому найдется место в городе, переставшем быть территорией проблем и эгоистических интересов. Мечта де Портзампарка – в неизвестном: он приводит в качестве примера Рио-де-Жанейро, где, поднявшись на спроектированный им дворец Музыки, можно увидеть очаровательный пейзаж: всего десять метров над землей, не такая уж и огромная высота, но она открывает неизведанное и приятное.
Он не руководствуется жесткими методами. Есть лишь основные параметры существования – форма, свет, специальные эффекты и чувственные ощущения, задав которые, можно получить пространство. Есть идея «открытого острова» – планировочная концепция, обладающая заманчивой универсальностью применения. В этом подходе де Портзампарк как градостроитель наделяет автора отдельных зданий и будущего жителя свободой, воздухом, солнцем или тенью. «L’ilot ouvert» – это принцип, согласно которому на участке ставятся несколько разновеликих объемов, а между ними располагаются – иногда сложные по форме – уличные пространства. Де Портзампарк использовал его при работе в Париже, Бейруте и Пекине. В Китае этот принцип позволил дать солнце первым этажам, на Ближнем Востоке – наоборот, затенить их. Усложнение формы «промежутка» при помощи мостиков и переходов добавляют привлекательности его объектам. Легкость передвижения, маневренность в проектировании – серьезные преимущества «острова».
Однако путь к этой свободе лежал через сознательные ограничения. Творческая революция 1968-го раскрепостила многих. И де Портзампарк до поступления в Школу изящных искусств восхищался набросками Оскара Нимейера и Ле Корбюзье. Работавший с последним Жорж Кандилис преподавал у нашего героя и привил ему внимание к планировочным сеткам, форме и свету. Позже де Портзампарк стал критически относиться к своим предшественникам. Радикальные авангардные методы реконструкции городов, предполагавшие, к примеру, снос части Парижа (проект Ле Корбюзье) были переосмыслены.
Через год после завершения курса архитектуры, в 1970-м, де Портзампарк открыл собственное бюро. Еще до выполнения одного из первых заказов – проекта водонапорной башни в Marne la Valee – он работал с социологами, исследовавшими жизнь городского сообщества. Их интересовали негативные и позитивные качества среды обитания, характер отношений между людьми. Эта работа заставила де Портзампарка заняться «скромной» архитектурой.
В 1970-х годах система распределения заказов во Франции изменилась: многие проекты выполнялись молодыми архитекторами. Водонапорная башня – одна из «поэтических» работ зодчего, взявшего в качестве прообраза Вавилонскую башню. Объект – инженерная конструкция, закамуфлированная решетками для вьющихся растений – стал одним из символов городка, в котором появился. В 1975 году архитектор начинает проект жилых кварталов в Париже и успешно справляется с ним, вспоминая потом счастливые лица первых новоселов. Квартал строился шесть лет, и тогда Портзампарк понял, что нужно делать множество вещей сразу – долгие архитектурные реализации не сравнимы с сиюминутностью музыки или быстротой живописи. Десять лет спустя в эпоху «Больших работ», инициированных Франсуа Миттераном, в результате конкурса архитектор получил заказ на Город Музыки. Его назовут «Бобуром для музыки», сравнивая по культурной значимости с Центром современного искусства им. Жоржа Помпиду. Строительство Cite de la Musique, расположенного в парке Ла Вилетт, завершилось в 1995-м. За время воплощения проекта Города Музыки его автор получил ряд национальных и мировых наград, в числе которых – единственная французская Притцкеровская премия.
Один из новых проектов де Портзампарка – филармония в Люксембурге – воплощает в себе многие из указанных выше принципов. Она построена на соединении идей гражданского общества (пространство коммуникаций) и «открытого острова». Естество передвижения, возвышенная одухотворенность, пожалуй, основные ощущения от объектов архитектора, который создал для многих сотен тысяч жителей другую природу, искусственную среду обитания.