Парк культуры им.Горького (Москва). Исторический обзор. Развитие планировки и традиций.

Подготовлен для круглого стола по сохранению наследия в ПГ. 18/05/2011

Под катом – текст к презентации.

Презентация подготовлена по материалам следующих источников:

www.oldmos.ru

www.retromap.ru

http://cocomera.livejournal.com/

А.Д.Рублев: http://zhurnal.lib.ru/r/rublew_a_d/23parkgor.shtml

Парк горького расположен в юго-западной части центра Москвы, на набережной между садовым и третьим транспортным кольцами.
Территория осваивалась на протяжении 250 (двухсотпятидесяти) лет.
В 18 веке она была за городом и застраивалась усадьбами. Летние дома Трубецких, Голицыных, позднее — государя и императрицы оформлялись парадными регулярными парками, разбивался ботанический сад, устраивались купальни и зверинец. В середине 19 века Нескучный сад становится единым владением и принимает современную структуру и функцию городского живописного парка. От старых усадеб сохранились павильоны и корпуса хозяйственного и сезонного летнего назначения.
При постройке Голицынской больницы по проекту Матвея Казакова была распланирована в регулярной композиции территория вокруг прудов.
После революции нижняя площадка от сада до вала разделена в соответствии с проектом всесоюзной выставки. Это специализированные по отделам и темам группы павильонов вокруг площадей.
Ландшафт решается как партер. Реализация проекта Ивана Жолтовского отмечена на парижской выставке 1925 года, где другой архитектор, Константин Мельников получил признание как автор советского павильона. На ВСХВ Мельников построил павильон-протоманифест конструктивизма — Махорка.
В 1928 году Мельников адаптирует выставочное пространство и временные павильоны для нужд первого в союзе парка культуры и отдыха. Он объединяет группы аллеями, параллельными реке, формирует новый центр партера, выделяя его ромбом, организует вход по титовскому проезду.
Деление парка осуществляется функциональным методом — ясли, детский городок, спортивный городок и другие.
Нескучный сад остается подчернуто пейзажным.
В начале 1930-х проводятся архитектурные конкурсы на зеленую полосу вдоль реки до ленинских гор, включая лужники. Мельников предлагает веерную схему с центром в лужниках.
Проектирование парка продолжает мастерская Власова. Они привносят парадность в решение партера, предполагается перестройка павильонов, в том числе шестигранника, в крупных, вероятно классических формах, что, однако не реализовалось. Существенным дополнением стали новый Крымский мост, связавший парк со станцией метро первой очереди, гранитная набережная с трибунами водного стадиона, а также скульптурное убранство.
В наборе построек появляются кафе, парашютная вышка со спиральным спуском, колесо обозрения.
По предложению Кагановича появляется зеленый театр, в композиции с Александринским дворцом занятым Академией наук.
Парк изменяется лишь как ландшафт. В 50-е появляются парадные ворота по проекту Юрия Щуко, ресторан Кавказ, восстанавливается фонтан.
Современный период, начатый в 1960е не привнес принципиальных изменений. Появились модернистские коктейль-бар с кафе Времена года, эстрада на большом поле. Строятся футуристические атракционы типа сатурна. В 1990е ставится Буран, переносится к титовскому проезду Андреевский мост. Кафе окружают пруды и занимают аллеи, множатся аттракционы.
Геометрию и постройки парк унаследовал из разных времен, что отражается на их классических и модернистских формах, регулярности и живописности. Застройка парка в основном сезонного или временного назначения, так как собственно дворец, другие здания расположены за его границами.
Она использовалась для выставочных, культурно-просветительских, развлекательных и торговых целей.
В течение этих 250 лет менялся характер и масштаб среды.
Поля становились партером, которых окружался и насыщался павильонами и классическими формами, баллюстрадами, бульварами и аллеями, форма которых читается и сейчас.
Нескучный сад из парка, в котором сочетались французский регулярный и английский живописный характер в своей запущенности становится городским лесом с открытым речным берегом. Прилежно разбитые баскеты двухвековой давности почти не читаются сейчас в живописной, практически естественной среде. Лишь в сороковые он обзаводится гранитной набережной.
Это два разных мира — романтически забытый сад и не потерявший актуальности партер, собирают разных людей.
Парк горького — место современной молодежи или активного гражданина, нескучный сад располагает к ностальгии, исторической реконструкции.
Во дворце до революции проводили реконструкцию входа наполеона в город в честь столетия войны.
На голицынских прудах действовал театр на воде — самодеятельный балет со сценой на острове танца и занавесями из водных струй.
В партере проводились спортивные мероприятия.
На набережной работала выставка военных трофеев, техники. Парк активно занимался разнообразной просветительской деятельностью. Здесь были филиалы музеев, театров, до сих пор работает библиотека и проводят лекции.
Неоднократно проводились международные выставки, фестивали.
Зимой заливался огромный каток и парк показывал насколько он действительно общий.
В зеленом театре показывали кино, устраивали митинги.
Шахматный клуб собирает любителей и профессионалов в Нескучном саду, подобно другому — “Что где когда” в охотничьем домике. Нескучник облюбовали толкиенисты и любители исторических реконструкций,  экстремального спорта.
В парке Горького 1960-х популяризируются западные музыкальные стили, собираются музыканты, формируются группы, субкультуры, оказавшие существенное влияние на российскую культуру. Парк появляется в литературе, кинофильмах.
В 1990е происходит его криминализация, маргинализация. Культурный и исторический символизм теряется. В воспоминаниях — разборки наркодиллеров и бои. На их смену приходит индустрия развлечений.

То, что мы наблюдаем сейчас — тоска по символам, причем даже тем, которые еще не заняли физически своего исторического или предполагаемого места.
Администрация парка в лице ее руководителя, высказала несколько позиций, касающихся сохранения наследия. Обращено внимание на Шестигранник, спроектированный Жолтовским, ресторан Времена года, Ванный домик, библиотеку. Ценностью представляется колорит, дух места, который формировался веками, связанный с именами Пушкина и Тургенева, философа Соловьева, множества артистов театра и эстрады.
Ценностью, своеобразной являются и складывающиеся традиции – день десантника, который быть может уместен в ряду упомянутой ранее реконструкции войны с Наполеоном, традиционными встречами ветеранов войн