Предложения сформулированы осенью 2010 года по результатам работы в институте территориального планирования.
Подготовил: Фрейдин Е.О.
Место ситуационной схемы в структуре проекта
В существующей методике проектирования ситуационная схема включена в материалы по обоснованию проекта и называется «схемой расположения элемента планировочной структуры <градостроительной системы[1]>». Ситуационная схема указывает на местоположение участка проектирования как элемента системы или подсистемы. Однако существующая методика позволяет выяснить лишь в каких иерархических связях задействован элемент, какие транспортные связи и ландшафтные объекты (в частности – гидрография) расположены поблизости (см. подробнее – раздел 2 «Существующая методика разработки ситуационной схемы»).
Рассматривая методику комплексного проекта, состоящую из нескольких этапов, в частности – сбора исходных данных, анализа и комплексной оценки, проектных предложений – можно выявить иную роль ситуационной схемы в ней.Ситуационная схема наравне с опорным планом служит способом презентации результатов сбора исходных данных. Если опорный план (план современного использования территории) ограничен участком проектирования и его целью является представление внутренних подсистем проектируемого элемента планировочной структуры, то ситуационная схема практически ничем не ограничена и может представлять исходные данные для анализа внешних факторов, определяющих и влияющих на развитие проектируемого элемента. Следовательно, ситуационная схема занимает столь же важное место в структуре проекта, как и схема современного использования территории. Другой важной функцией ситуационной схемы является демонстрация совместного развития проектируемого участка и смежных территорий, что облегчит процедуру согласования проектов.
Группы факторов | Наносимые объекты | Чертеж |
Внутренние факторы | План современного использования, схема планировочных ограничений, схема комплексной оценки
|
|
Внешние факторы | Ситуационная схема, схема планировочных ограничений, схема комплексной оценки |
В современной методике, основанной на требованиях градостроительного кодекса, ситуационная схема факультативна и на некоторых уровнях иерархии градостроительной документации, даже не входит в состав материалов обоснования проекта.
Цель данного Предложения – показать место, функции и методики разработки ситуационной схемы в градостроительном проектировании.
Существующая методика разработки ситуационной схемы
В методике, основанной на требованиях градостроительного кодекса, встречаются два случая использования ситуационной схемы: в проектах муниципальных районов и проектах планировки территорий. Рассмотрим форму и содержание ситуационных схем в рамках данной методики.
Проект муниципального района
«12.3 На схеме положения муниципального района в составе субъекта Российской Федерации показываются границы муниципальных районов и других муниципальных образований, магистральные автомобильные, железнодорожные, воздушные, водные и коммуникационные связи муниципального района в пределах субъекта Российской Федерации.
На данной схеме целесообразно показать в табличной форме основные технико-экономические показатели современного развития муниципального района[2]».
Проект планировки территории
«7. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают схему расположения проектируемой территории в системе планировочной организации территории поселения, городского округа, муниципального района (М 1:10000 — М 1:5000);
7.1 На схеме расположения проектируемой территории в системе планировочной организации территории населенного пункта, поселения, городского округа, муниципального района показываются границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, городского округа, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи[3]».
Таким образом, ситуационная схема в общем случае представляет собой чертеж с указанием границ вышестоящей по иерархии территории, транспортного каркаса, функциональными зонами. Данная методика имеет ряд серьезных недостатков: в случае приграничного расположения объекта проектирования; высокого статуса в системе межобъектных связей высшего (федерального и международного) значения ситуационная схема не представляет необходимой информации. Кроме того, отсутствие ситуационной схемы на уровнях территориальной схемы субъекта федерации и генерального плана поселения ставит под сомнение обоснованность принимаемых в этих документах решений, так как не продемонстрированы внешние факторы, их предопределяющие, кроме учтенных в градостроительной документации вышестоящего уровня.
Перспективные требования к ситуационной схеме
Исходя из поставленной цели – отображение внешних факторов, влияющих на объект проектирования («восстановление градостроительной ситуации»), в том числе – существующих и перспективных, требования, предъявляемые к ситуационной схеме, таковы:
А) Выявление систем, подсистем, элементом которых является объект проектирования
Б) Указание систем, подсистем, расположенных в непосредственной близости от объекта проектирования (потенциальное участие в новых системах, подсистемах), а также тех, на которые он оказывает влияние.
В) Поиск конкурирующих территорий по отношению к объекту проектирования.
Г) Демонстрация современного и перспективного состояний окружения.
Какими могут быть эти системы и подсистемы? Уже ясно, что таковыми являются транспортная, функциональная, административно-правовая структуры вышестоящих по иерархии территорий. Не менее важны социально-функциональная, природно-географическая и социально-культурная структуры.
Подсистема | Обоснование решений | На какие системы влияет |
Социально-функциональная |
Размещение объектов социального значения, коммерции относительно центров, периферии территории, выявление активности |
Схема пешеходных связей, очередность освоения, перспектива развития территорий, функциональное зонирование, экономическая активность
|
Социально-культурная | Размещение объектов различного назначения, соцкультбыта, выявление транзитных пешеходных связей, специфических сакральных и культурных пространств | Функциональное зонирование, схема планировочных ограничений, схема охранных зон, размещение объектов ОКС, размещение объектов соцкультбыта
|
Природно-географическая, экологическая | Размещение рекреационных зон, промышленных объектов, жилой застройки | Схема планировочных ограничений, схема рекреационных объектов, схема промышленных объектов, схема размещения ОКС.
|
Административно-правовая | Определение административно-правовых барьеров в развитии территории, возможность трассировки новых внешних связей, расположение необходимых сервитутов. | Схема землепользования, красные линии, границы, стратегия освоения, типология застройки, межмуниципальные связи, транспортная схема, схема планировочных ограничений
|
Социально-экономическая | Пограничное расположение объектов экономической активности, определение якорных экономических объектов
|
Тип застройки, транспортные связи, высотность |
Транспортная | Определение точек транспортной, пешеходной, грузовой загрузки проектируемой территории, размещение объектов транспортной инфраструктуры, ориентированных на внешнего потребителя, размещение объектов попутного обслуживания на пограничных транспортных связях, выявление транзитных направлений
|
Функциональное зонирование приграничных частей территорий, схема планировочной структуры, типология застройки, высотность, планировочные ограничения |
Зачем предъявлены именно такие требования к роли ситуационной схемы?
Для дальнейшего процесса проектирования требуются основания. Из схемы внешних факторов становится ясным внешний потенциал развития территории: какими достоинствами в этих подсистемах обладает объект проектирования, какие у него есть недостатки, каковы его конкуренты и есть ли аналогичные градостроительные ситуации, опыт развития которых может быть использован и критически оценен? Существует также и обратная связь: какие подсистемы и системы расположены вблизи от объекта проектирования, участвует ли он в их развитии, использует ли их потенциал?
Ситуационная схема должна позволять выявить круг непредъявленных до того интересов по отношению к территории. Если эти интересы подкрепляются реальными инвестиционными ресурсами (потенциальными и существующими), проектирование должно отражать их влияние и возможность участия в развитии территорий.
Предлагаемая методика разработки ситуационной схемы
А) Анализ (градостроительной ситуации) – включает оценку подсистем, в которых задействован объект проектирования, выявление его внешнего потенциала по отношению к этим подсистемам, ограничений, которые они налагают на развитие объекта проектирования.
· Социально-функциональная – определение центров социальной активности территории. Технологии: ментальные карты, социологическое обследование, наблюдение/мониторинг.
· Социально-культурная – анализ ценных в культурном отношении мест (в том числе – для маргинальных субкультур), образа жизни, типа освоения территории
· Природно-географическая – значимые элементы ландшафта, общие сведения о природно-географическом окружении объекта проектирования, как в пространственном, так и во временном смысле (периоды сейсмической активности, сильных заморозков, засухи, наводнения).
· Административно-правовая – границы объектов административных полномочий, собственности и т.д., определяющих функционирование, планировочную структуру территории.
· Социально-экономическая – пространственное выражение ведущих экономических факторов, в том числе – расположение центров экономической активности, логистические центры, обслуживающие потоки и территории.
· Транспортная – крупные транспортные узлы и трассы, точки загрузки пассажирских, грузовых и транспортных потоков
Б) Презентация результатов анализа
· Текстовая – в разделе пояснительной записки «Анализ градостроительной ситуации» оцениваются результаты проведенных исследований вышеуказанных аспектов ситуации. Из объема аналитической информации выбираются существенные для развития объекта проектирования факторы, системы; дается их краткое описание с возможными ссылками на полную информацию. Описание должно давать достаточную информацию для обоснования принимаемых проектных решений, а также демонстрировать их возможные последствия (через указание на внешние ограничения и потенциал ситуации, содействие с которыми приводит к тем или иным изменениям)
· Графическая – на чертеже наносятся существенные элементы указанных выше систем и подсистем, условными знаками показываются непространственные факторы, влияющие на развитие объекта проектирования.
Технологии, необходимые для выполнения анализа ситуации
· Методика социально-функционального анализа (представлена в работах Л.Б.Когана, В.Л.Глазычева, А.Н.Клевакина, А.В.Крашенинникова и др.)
· Анализ литературных, публицистических источников, документации по сохранению культурного наследия, визуальный анализ, социальное обследование для социо-культурной подсистемы
· Информационный обмен исходными данными с проектировщиками и органами самоуправления на смежных и конкурирующих территориях.
Проблемы внедрения методики:
· Совместимость с существующими классификаторами
· Наличие необходимых исходных данных для формирования ситуационной схемы с учетом перспективных требований
· Наличие специалистов для осуществления необходимых аналитических процессов
Решение проблем внедрения методики:
· Формирование шаблона ситуационной схемы для разных типов градостроительной документации (терр.схема, генеральный план, проект планировки, схема МО) на базе существующих исходных данных
· Разработка методики для формирования новых классификаторов и слоев, которая связывает существующие исходные данные и требования к ситуационной схеме
· Подбор литературы и визуального материала для формирования методических указаний по разработке ситуационной схемы
Примеры материалов ситуационной схемы в архитектурно-планировочном предложении для размещения микрорайона жилой застройки в г.Истра Московской области.
Схема 1. Город Истра в системе региональных транспортных связей
На схеме приведены границы населенного пункта, основные транспортные связи, гидрография, границы городского центра, зона исторического ландшафта «окрестности города Истры», наименование опорных точек города: остановочных платформ, монастыря, наименование основных транспортных направлений. Схема демонстрирует градостроительный резерв развития города в восточном направлении.
Схема 2. Положение участка в г.Истра
На схеме указаны основные транспортные направления, в том числе – перспективные, железнодорожные платформы, гидрография, функциональные зоны (выделение промышленной застройки). Дополнительными являются выделение зоны городского и исторического центра (в том числе – перспективное развитие), типологии кварталов, формирующих существующую планировочную структуру, наименования современных опорных точек городского развития, исторических наименований прилегающих территорий.
[1]В качестве градостроительной системы рассматриваются пространственные структуры различных иерархических уровней: федерация, регион, субъект федерации, городской округ, планировочный район и др. Так как ситуационная схема является универсальным элементом проекта, то указанные элементы обобщены понятием градостроительной системы
[2]с.17 методические рекомендации по порядку разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации муниципальных образований