Предложения по методике разработки ситуационной схемы

clip_image004

Предложения сформулированы осенью 2010 года по результатам работы в институте территориального планирования.

Подготовил: Фрейдин Е.О.

Место ситуационной схемы в структуре проекта

В существующей методике проектирования ситуационная схема включена в материалы по обоснованию проекта и называется «схемой расположения элемента планировочной структуры <градостроительной системы[1]>». Ситуационная схема указывает на местоположение участка проектирования как элемента системы или подсистемы. Однако существующая методика позволяет выяснить лишь в каких иерархических связях задействован элемент, какие транспортные связи и ландшафтные объекты (в частности – гидрография) расположены поблизости (см. подробнее – раздел 2 «Существующая методика разработки ситуационной схемы»).

Рассматривая методику комплексного проекта, состоящую из нескольких этапов, в частности – сбора исходных данных, анализа и комплексной оценки, проектных предложений – можно выявить иную роль ситуационной схемы в ней.Ситуационная схема наравне с опорным планом служит способом презентации результатов сбора исходных данных. Если опорный план (план современного использования территории) ограничен участком проектирования и его целью является представление внутренних подсистем проектируемого элемента планировочной структуры, то ситуационная схема практически ничем не ограничена и может представлять исходные данные для анализа внешних факторов, определяющих и влияющих на развитие проектируемого элемента. Следовательно, ситуационная схема занимает столь же важное место в структуре проекта, как и схема современного использования территории. Другой важной функцией ситуационной схемы является демонстрация совместного развития проектируемого участка и смежных территорий, что облегчит процедуру согласования проектов.

Группы факторов Наносимые объекты Чертеж
Внутренние факторы План современного использования, схема планировочных ограничений, схема комплексной оценки

Внешние факторы Ситуационная схема, схема планировочных ограничений, схема комплексной оценки

В современной методике, основанной на требованиях градостроительного кодекса, ситуационная схема факультативна и на некоторых уровнях иерархии градостроительной документации, даже не входит в состав материалов обоснования проекта.

Цель данного Предложения – показать место, функции и методики разработки ситуационной схемы в градостроительном проектировании.

Существующая методика разработки ситуационной схемы

В методике, основанной на требованиях градостроительного кодекса, встречаются два случая использования ситуационной схемы: в проектах муниципальных районов и проектах планировки территорий. Рассмотрим форму и содержание ситуационных схем в рамках данной методики.

Проект муниципального района

«12.3 На схеме положения муниципального района в составе субъекта Российской Федерации показываются границы муниципальных районов и других муниципальных образований, магистральные автомобильные, железнодорожные, воздушные, водные и коммуникационные связи муниципального района в пределах субъекта Российской Федерации.

На данной схеме целесообразно показать в табличной форме основные технико-экономические показатели современного развития муниципального района[2]».

Проект планировки территории

«7. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают схему расположения проектируемой территории в системе планировочной организации территории поселения, городского округа, муниципального района (М 1:10000 – М 1:5000);

7.1 На схеме расположения проектируемой территории в системе планировочной организации территории населенного пункта, поселения, городского округа, муниципального района показываются границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, городского округа, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи[3]».

Таким образом, ситуационная схема в общем случае представляет собой чертеж с указанием границ вышестоящей по иерархии территории, транспортного каркаса, функциональными зонами. Данная методика имеет ряд серьезных недостатков: в случае приграничного расположения объекта проектирования; высокого статуса в системе межобъектных связей высшего (федерального и международного) значения ситуационная схема не представляет необходимой информации. Кроме того, отсутствие ситуационной схемы на уровнях территориальной схемы субъекта федерации и генерального плана поселения ставит под сомнение обоснованность принимаемых в этих документах решений, так как не продемонстрированы внешние факторы, их предопределяющие, кроме учтенных в градостроительной документации вышестоящего уровня.

Перспективные требования к ситуационной схеме

Исходя из поставленной цели – отображение внешних факторов, влияющих на объект проектирования («восстановление градостроительной ситуации»), в том числе – существующих и перспективных, требования, предъявляемые к ситуационной схеме, таковы:

А) Выявление систем, подсистем, элементом которых является объект проектирования

Б) Указание систем, подсистем, расположенных в непосредственной близости от объекта проектирования (потенциальное участие в новых системах, подсистемах), а также тех, на которые он оказывает влияние.

В) Поиск конкурирующих территорий по отношению к объекту проектирования.

Г) Демонстрация современного и перспективного состояний окружения.

Какими могут быть эти системы и подсистемы? Уже ясно, что таковыми являются транспортная, функциональная, административно-правовая структуры вышестоящих по иерархии территорий. Не менее важны социально-функциональная, природно-географическая и социально-культурная структуры.

Подсистема Обоснование решений На какие системы влияет
Социально-функциональная

Размещение объектов социального значения, коммерции относительно центров, периферии территории, выявление активности

Схема пешеходных связей, очередность освоения, перспектива развития территорий, функциональное зонирование, экономическая активность

Социально-культурная Размещение объектов различного назначения, соцкультбыта, выявление транзитных пешеходных связей, специфических сакральных и культурных пространств Функциональное зонирование, схема планировочных ограничений, схема охранных зон, размещение объектов ОКС, размещение объектов соцкультбыта

Природно-географическая, экологическая Размещение рекреационных зон, промышленных объектов, жилой застройки Схема планировочных ограничений, схема рекреационных объектов, схема промышленных объектов, схема размещения ОКС.

Административно-правовая Определение административно-правовых барьеров в развитии территории, возможность трассировки новых внешних связей, расположение необходимых сервитутов. Схема землепользования, красные линии, границы, стратегия освоения, типология застройки, межмуниципальные связи, транспортная схема, схема планировочных ограничений

Социально-экономическая Пограничное расположение объектов экономической активности, определение якорных экономических объектов

Тип застройки, транспортные связи, высотность
Транспортная Определение точек транспортной, пешеходной, грузовой загрузки проектируемой территории, размещение объектов транспортной инфраструктуры, ориентированных на внешнего потребителя, размещение объектов попутного обслуживания на пограничных транспортных связях, выявление транзитных направлений

Функциональное зонирование приграничных частей территорий, схема планировочной структуры, типология застройки, высотность, планировочные ограничения

Зачем предъявлены именно такие требования к роли ситуационной схемы?

Для дальнейшего процесса проектирования требуются основания. Из схемы внешних факторов становится ясным внешний потенциал развития территории: какими достоинствами в этих подсистемах обладает объект проектирования, какие у него есть недостатки, каковы его конкуренты и есть ли аналогичные градостроительные ситуации, опыт развития которых может быть использован и критически оценен? Существует также и обратная связь: какие подсистемы и системы расположены вблизи от объекта проектирования, участвует ли он в их развитии, использует ли их потенциал?

Ситуационная схема должна позволять выявить круг непредъявленных до того интересов по отношению к территории. Если эти интересы подкрепляются реальными инвестиционными ресурсами (потенциальными и существующими), проектирование должно отражать их влияние и возможность участия в развитии территорий.

Предлагаемая методика разработки ситуационной схемы

А) Анализ (градостроительной ситуации) – включает оценку подсистем, в которых задействован объект проектирования, выявление его внешнего потенциала по отношению к этим подсистемам, ограничений, которые они налагают на развитие объекта проектирования.

· Социально-функциональная – определение центров социальной активности территории. Технологии: ментальные карты, социологическое обследование, наблюдение/мониторинг.

· Социально-культурная – анализ ценных в культурном отношении мест (в том числе – для маргинальных субкультур), образа жизни, типа освоения территории

· Природно-географическая – значимые элементы ландшафта, общие сведения о природно-географическом окружении объекта проектирования, как в пространственном, так и во временном смысле (периоды сейсмической активности, сильных заморозков, засухи, наводнения).

· Административно-правовая – границы объектов административных полномочий, собственности и т.д., определяющих функционирование, планировочную структуру территории.

· Социально-экономическая – пространственное выражение ведущих экономических факторов, в том числе – расположение центров экономической активности, логистические центры, обслуживающие потоки и территории.

· Транспортная – крупные транспортные узлы и трассы, точки загрузки пассажирских, грузовых и транспортных потоков

Б) Презентация результатов анализа

· Текстовая – в разделе пояснительной записки «Анализ градостроительной ситуации» оцениваются результаты проведенных исследований вышеуказанных аспектов ситуации. Из объема аналитической информации выбираются существенные для развития объекта проектирования факторы, системы; дается их краткое описание с возможными ссылками на полную информацию. Описание должно давать достаточную информацию для обоснования принимаемых проектных решений, а также демонстрировать их возможные последствия (через указание на внешние ограничения и потенциал ситуации, содействие с которыми приводит к тем или иным изменениям)

· Графическая – на чертеже наносятся существенные элементы указанных выше систем и подсистем, условными знаками показываются непространственные факторы, влияющие на развитие объекта проектирования.

Технологии, необходимые для выполнения анализа ситуации

· Методика социально-функционального анализа (представлена в работах Л.Б.Когана, В.Л.Глазычева, А.Н.Клевакина, А.В.Крашенинникова и др.)

· Анализ литературных, публицистических источников, документации по сохранению культурного наследия, визуальный анализ, социальное обследование для социо-культурной подсистемы

· Информационный обмен исходными данными с проектировщиками и органами самоуправления на смежных и конкурирующих территориях.

Проблемы внедрения методики:

· Совместимость с существующими классификаторами

· Наличие необходимых исходных данных для формирования ситуационной схемы с учетом перспективных требований

· Наличие специалистов для осуществления необходимых аналитических процессов

Решение проблем внедрения методики:

· Формирование шаблона ситуационной схемы для разных типов градостроительной документации (терр.схема, генеральный план, проект планировки, схема МО) на базе существующих исходных данных

· Разработка методики для формирования новых классификаторов и слоев, которая связывает существующие исходные данные и требования к ситуационной схеме

· Подбор литературы и визуального материала для формирования методических указаний по разработке ситуационной схемы

Примеры материалов ситуационной схемы в архитектурно-планировочном предложении для размещения микрорайона жилой застройки в г.Истра Московской области.

Схема 1. Город Истра в системе региональных транспортных связей

clip_image002

На схеме приведены границы населенного пункта, основные транспортные связи, гидрография, границы городского центра, зона исторического ландшафта «окрестности города Истры», наименование опорных точек города: остановочных платформ, монастыря, наименование основных транспортных направлений. Схема демонстрирует градостроительный резерв развития города в восточном направлении.

Схема 2. Положение участка в г.Истра

clip_image004

На схеме указаны основные транспортные направления, в том числе – перспективные, железнодорожные платформы, гидрография, функциональные зоны (выделение промышленной застройки). Дополнительными являются выделение зоны городского и исторического центра (в том числе – перспективное развитие), типологии кварталов, формирующих существующую планировочную структуру, наименования современных опорных точек городского развития, исторических наименований прилегающих территорий.


[1]В качестве градостроительной системы рассматриваются пространственные структуры различных иерархических уровней: федерация, регион, субъект федерации, городской округ, планировочный район и др. Так как ситуационная схема является универсальным элементом проекта, то указанные элементы обобщены понятием градостроительной системы

[2]с.17 методические рекомендации по порядку разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации муниципальных образований

[3] С.36 там же

Comments are closed.