Москва как международный финансовый центр (3/Design)

DSC03209

[перепечатывая текст из блокнота, сомневаюсь в глубине выводов]

“Забавный” спор возник во время презентаций по теме “Проектирование” на Стрелке. Начала не упомню, но задание было в представлении объектов, определивших состояние проектного процесса постсоветских десятилетий. Среди популярных примеров встречались – Храм Христа Спасителя [ХХС], Триумф Палас и Москва-Сити. После поездки в Гонконг, разговор видится в несколько ином свете. Возможно, в результате появится гипотетический ответ на риторический вопрос “Зачем Стрелка?”, висящий в пространстве бесед.

Аудитория (стрелка-студенты, стрелка-профессоры — Стефано Боэри и Фаршид Муссави) оживилась, когда на экране возникло ночное фото Москва-Сити, а сопровождающий текст связал возможность достройки комплекса с получением Москвой статуса “международного финансового центра”. Аббревиатура CBD: central business district замещалась другой – МФЦ. Невольно всплывают в памяти башни-близнецы, за ними – автобусная остановка New world centre на подходе у музейному комплексу в ГК.

DSC03782

Во время жонглирования сокращениями, у меня возникло недоумение: вероятно, Москва уже финансовый центр мирового уровня (хотя пусть решают экономисты), независимо, есть ли сити со всеми башнями, или нет. Предположим, факт свершился. Открыт вопрос (риторический ли?): что делать далее – достроить башни, заняться ли чем-то другим? Можно “покричать” про инвест-климат, толерантность, усиление прозрачности и прочую информационную “туфту”, невидимую глазу. Башни хотя бы видны. Однако, видит око, да зуб неймет.

И здесь возникает следующий вопрос: а что реально нужно, чтобы финансовый центр работал? Например, управление временем. Чтобы его не терять. Чтобы знать, что ты доберешься через 20 минут до нужной точки. Контролируемость своего времени. Метро и аэроэкспресс почти позволяют это делать. Отсутствие ясной навигации на “перегонах” и “пересадках”, проблема диких пересекающихся потоков – сводит на нет попытки контроля, в том числе от выхода из транспортного узла к искомому объекту. Предположим, что проблема с координацией решена. По-гонконгски ли (с чрезмерным количеством текстовой информации), путем изобретения инструментов ориентации в городе для пешехода (iphone?).

DSC03830

Возникает следующая банальная проблема – доступности. Оно уже надоело обсуждать возможность маломобильных групп населения посещать хотя бы части города. попытки оценить эту характеристику среды предпринимались множество раз.

Здесь речь о простейшей доступности из точки А в точку Б. Это и тротуары нормальной ширины, и комфортные, защищенные от ветра пешеходные  мосты, освещенные, не оскверненные запахами, улицы и лестницы, равноценный комфорт передвигающихся тихим шагом/бегом двуногих и тех, что в автомобилях. Другая доступность, читай демократичность, общественных пространств. Встречи назначаются и дела решаются не только за столом переговоров. Сколково это не столько рабочие места и офисы, сколько пространства свободного общения. IMHO – кофейни, чайные и прочие. И здесь “но” простое – справедливость цены. Да, “Москва – дорогой город”. Нет, кофе должен быть в меру доступным*, сервис – двуязычным. Музыка – нормальной для разговора, вентиляция – вне конкуренции. Это все мелочи, стереотипы и условности, якобы необходимые для развития МФЦ. Но случайно, эти пункты совпадают с характеристиками обычного комфортного города. “Городка”. Ни один финансовый, креативный, деловой или научный центр/кластер не функционирует, если не будет постоянно или хотя бы долговременно доступен физически, финансово, психологически, культурно.

DSC02959

Смысл этого города в том, чтобы не рассматривать тех, кто создает или использует пространство этого центра как юридических лиц или хозяйствующих субъектов, но как реальных “более или менее” людей, которые не только арендуют, но и приезжают в офисы, не только переводят финансовые потоки, но и социально, культурно “развиваются”, короче говоря, еще и живут.

И здесь же попытка ответа на вопрос “зачем стрелка?” – затем, чтобы показать как МФЦ рождается из простых вещей. Обычных людей, банально хорошего кофе и ровных тротуаров.

И глядя уже “из-за Урала” на этот вывод, вспоминая [бесконечные стройки, желание единого стиля, маршрутки и прочее], можно “провинциально” понадеяться, что по этому пути хорошей среды вслед за Москвой пойдут для начала “милионники”.

*конечно тут зависит от того какие “дела” и “процессы” протекают в кафе за чашкой кофе. Понятно, что высокая цена для топ-менеджмента – гарантия соответствующей публики в ресторане и некая конфиденциальность, например. Рутина, типа вычитывания договоров, подписывания кучи бумажек, не требующая отдельного кабинета, во многих случаях, по моим наблюдениям, происходит за вполне доступной “чашкой”